Консультация для родителей : «О пользе разновозрастных групп в детском саду»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его заберет. А пока можно узнать что-то новенькое, поиграть с новыми игрушками.
Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь, когда чуть-чуть подрастёт. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, стараются повторить то, чем занимаются старшие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_polza_raznovozrastnyh_grupp.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16».
457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Куйбышева, дом 31 «А»,
тел. 8(35134) 4-41-54
Консультация для родителей : «О пользе разновозрастных групп в детском саду»
Разработал: Кристосяк Ирина Олеговна
педагог-психолог.
г. Южноуральск, 2023 г.
Консультация для родителей «О пользе разновозрастных групп в детском саду»
В некоторых детских садах встречаются разновозрастные группы и нередко родители, которые сами посещали однородные по возрастному признаку группы, настороженно относятся к разновозрастным детским коллективам. Чаще всего родители малышей с большим удовольствием отдают детей в такие группы. Они рассчитывают, что ребенок в кругу более старших детей будет интенсивнее развиваться, быстрее усвоит бытовые навыки, глядя на других детей. В разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его заберет. А пока можно узнать что-то новенькое, поиграть с новыми игрушками. Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь, когда чуть-чуть подрастёт. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, стараются повторить то, чем занимаются старшие. А вот родители старших детей, напротив, беспокоятся о том, что их дети начнут регрессировать (откатываться назад в развитии) в обществе малышей и нередко избегают разновозрастных групп. Так ли это? Если в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от наиболее старших детей к младшим, то в группе одного возраста дети не могут учиться друг у друга, так как уровень их развития, интересы примерно одинаковы. Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит малышами, или помогает что-то сделать. Излишне агрессивный ребёнок может – научиться сдерживать свои порывы, так как вокруг находятся младшие дети, которым он может нанести больший вред, чем ровесникам. В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей: занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», стараться все делать самому. Опыт показывает, что для старших детей взаимодействие с малышами полезно для развития бытовых навыков, интеллектуальных и речевых функций, а также таких качеств как отзывчивость, терпимость, эмпатия. Если старшие дети помогают младшим выполнять какие-то задания, будь то математика, чтение или что-то еще, то наибольшую пользу получает именно «учитель», а не ученик. Ребенок, объясняющий младшему, что такое «треугольник» или чем отличаются домашние животные от диких, сам начинает лучше разбираться в свойствах геометрических фигур и в различиях между животными. Нередко умеющие читать дети с удовольствием читают малышам книги. Они не только отрабатывая навык чтения, но и учатся доставлять радость другим. Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие, семейные взаимоотношения между детьми. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им просто нужно вырасти. Потому-что наиболее старший ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует, или решает сложные задачи. Если разновозрастные группы в детском саду еще имеют место быть, то в школах всех детей делят по возрасту. Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов. Поиск педагогических основ выстраивания образовательного процесса в таких группах должен проводиться в сфере педагогического регулирования взаимодействий детей разного возраста — взаимодействий коммуникативных, игровых, межличностных, дидактических и др. Опыт показывает, что разновозрастная группа не должна быть маленькой, объединять не менее 12 детей В разновозрастной группе развивается эмоциональная сфера ребенка. Когда ребенок наблюдает за поведением детей более младшего возраста (видит, что малышам нужна помощь в одевании и т.д.), то он учится заботиться о другом человеке, оказывать ему необходимую помощь и поддержку. Особенно важно, что дети учатся самостоятельно, без участия взрослого, замечать, что другому ребенку (малышу) нужна помощь и оказывают ее. Отдельно стоит поговорить о развитии рефлексии детей. Рефлексия – это обращение сознания человека на свое или чужое мышление или поведение. Рефлексия недоступна человеку от рождения. Человек учится понимать, что думает или чувствует другой через взаимодействие с другими людьми. Ребенок, общаясь с детьми разного возраста, обращает внимание не только на свой внутренний мир, но и на многообразие проявлений других людей. Наблюдение за малышами расширяет границы опыта ребенка и помогает развитию рефлексии. Общение с малышами способствует формированию положительной самооценки детей. В группе детей одного возраста разница между умениями и навыками детей не так велика, как в разновозрастных. Наблюдая за детьми младшего возраста, ребенок (иногда самостоятельно, иногда с помощью педагога) осознает свои достижения. А именно, что раньше он многого не умел и не знал, а теперь умеет и знает. Такое сравнение ребенка с самим собой в более раннем возрасте полезно для формирования положительной самооценки. И, наконец, разновозрастные группы в большей степени отражают реальный мир в его разнообразии. В обычной жизни мы одновременно взаимодействуем с людьми разного возраста, пола, этнической принадлежности и т.д. Поэтому крайне полезно для детей и в детском саду, в котором они проводят большую часть будних дней, взаимодействовать с детьми разного возраста. |
Разновозрастная группа дошкольного учреждения — более психологически комфортная и естественная среда для развития ребенка — дошкольника. Существует негативное отношение к таким группам.
К данным причинам относятся следующие:
− родители в недостаточной степени проинформированы об особенностях разновозрастной группы ДОУ;
− специфика организации образовательной деятельности в разновозрастной группе, ее планирование, не в полной мере раскрыта в профессиональной подготовке воспитателей по дошкольному образованию, уделяется мало внимания рассмотрению особенностей общения педагога с разновозрастным сообществом дошкольников;
− по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе проводится крайне мало семинаров — практикумов и курсов для педагогов;
− практический опыт работы в разновозрастной группе, как правило, представлен в методических пособиях в рамках младшей разновозрастной группы (2 -5 лет) и старшей (с 4–7 лет). В них разработано комплектование разновозрастных групп, режим, планирование, организация образовательной деятельности, однако не имеется практических рекомендаций о специфике организации образовательного процесса на начальном этапе организации разновозрастной группы (первый год, все дети новые) и последующих (постепенная смена состава детей, взросление оставшихся детей, прибытие новых) этапов;
− не освещены вопросы о возникающих проблемах, как в незапланированных, так и в планируемых педагогом ситуациях, при изменении условий (погодные условия, карантин, отсутствие либо приход детей после долговременного отсутствия). Нет рекомендаций по решению педагогом поставленных задач и появляющихся новых. В разновозрастной группе, в рамках соответствия и наличия оборудования по возрастам в методических пособиях представлен вопрос о предметно — развивающей среде, однако нет примеров того, какие игры и оборудование будут общими для всех детей группы, какой развивающий потенциал содержится для старших детей в игре или пособии (разнообразие вариантов), предназначенных для младших детей и наоборот;
− нет примеров разработок общих тем для всех детей (общий интерес), внутри которых реализуются интересы детей всех возрастов. Не показана особенность работы с родителями в такой группе и т. д.
В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи — эмоциональное благополучие детей, охрана и укрепление их психического и физического здоровья; объединения воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных, социальных качеств, самостоятельности, инициативности и ответственности . В федеральном государственном образовательном стандарте отражены требования к организации среды в дошкольном образовательном учреждении, подчеркивается важность дошкольного возраста: характер взаимодействия со взрослыми, другими детьми, система отношений ребенка к миру, к самому себе, к другим людям . Один из приоритетных принципов работы ДОУ является принцип психологической комфортности в группе.
Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.
Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.
Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.
Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?
Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).
Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.
2. Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч. ;
Предметно-развивающее пространство – это использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями психологического благополучия ребёнка и его развития.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.
Созданию психологического комфорта способствуют:
- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой;
- арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);
- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
4. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей – «держите паузу».
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность.
Правила доброго взаимоотношения с детьми.
- чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
- пойте с детьми и для детей;
- цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
- стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
- следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
- не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
- поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
- поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
- сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
- вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
- не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
- находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;
- создавайте положительные традиции жизни группы.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка ко взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка.
Памятка педагогу.
- Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
- Не навреди! Ищи в детях хорошее.
- Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
- Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- На занятии создавай ситуацию успеха.
- Не кричи, не оскорбляй ребенка, ни при каких обстоятельствах.
- Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
- Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
- Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «О пользе утренней гимнастики в детском саду»
Консультация для родителей...
Консультации для родителей в старшей разновозрастной группе «Адаптация ребёнка к детскому саду».
Знакомство родителей с адаптационными периодами привыкания детей к детскому саду.Поставленна задача дать родителям представления об адаптационных группах....
Консультация для родителей О пользе утренней гимнастики в детском саду
Зарядка, являясь важной частью режима двигательной активности дошкольника, безусловно, приносит колоссальную пользу для каждого ребенка: пробуждает организм после ночного сна, обеспечивает заряд ...
Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду»
Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду»...
Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду».
Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду»....
Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду».
Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду». Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со сле...
Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду»
Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду»Детский сад - это новый этап в жизни любого ребенка. Это первый серьезный коллектив, в который попадает ребенок....