Родительское собрание
консультация
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в младшей группе
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних
условиях.
План:
- Игра – главный вид деятельности ребенка.
- Сенсорное развитие. Что это такое?
- Дидактические игры в сенсорном развитии.
- Практическая часть. Какие игры нужны детям?
- Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра
- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
- Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
- Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и
в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста:
Зрения –цвета, формы, размера. Осязание –вес, фактура, температура Обоняния- запахи,
слух – речь, звуки вкус
Сенсорное воспитание | означает | целенаправленное | |
совершенствование, развитие | у | детей сенсорных | процессов (ощущений, |
восприятий, представлений). |
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
- Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.
Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
- И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет.
Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: Чудесный мешочек,
Определи на ощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
- Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
- Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
- Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
- Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
- Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Сравни предметы по высоте,
- Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
- Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
- В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
- Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
- Какого цвета не стало,
- Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
- Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
- Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
- Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)
Поиграем в Дидактическое упражнение
«Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Игры на развитие тактильных ощущений.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие зрительного восприятия.
Дидактическая игра «Собери бусы».
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три
цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки
- пробы.
(Высказывания родителей)
Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни.
- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…
- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
- Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько
возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...