Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению является связная речь. Одним из методов разучивания стихотворений и обучения рассказыванию служит метод мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_svyaznuyu_rech_detey_s_pomoshchyu_mnemotablits.docx | 676.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным. Танцы, спортивные секции, английский язык. Что определяет успешность? Важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению является связная речь.
Современный ребенок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка:
говорить связно; излагать свои мысли полным ответом; строить сложные развернутые предложения; пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; без труда воспроизводить многосложные слова; словарный запас должен составлять от 6 до 8 тысяч слов. Но часто мы можем наблюдать иную картину: нарушения речи, темповая задержка психологического развития. Нарушения касаются всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, лексики и грамматического строя.
Одним из методов разучивания стихотворений и обучения рассказыванию служит метод мнемотехники. Мнемотехника – это таблица, в которую заложена определённая информация, в виде зрительных и звуковых подсказок. Приемы мнемотехники, увеличивают объем памяти, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение). Мнемотаблицы помогают восприятию текста детьми. Ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Это помогает детям, у которых есть проблемы с речевым и эмоционально – волевым развитием, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух и высказываться на публику. По мнемотаблицам легче учить стихи и пересказывать рассказы, при рассказе можно подглядывать на картинки.
Можно из нарисованных рисунков составить дорожку, таблицу из ассоциативные образов, можно использовать готовые картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовыми таблицами из интернета (примеры мнемотаблиц из интернета в конце статьи).
Существуют определённые требования к схематическим изображениям предметов: в рисунке должны отражаться основные свойства предметов, рисунки должны быть отчётливыми и доступными для детского восприятия; у каждого ребёнка должна быть модель, которую он себе представляет и мыслит.
Этапы создания мнемотаблиц:
- читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты;
- берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты;
- в каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата;
- подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить;
- выразительно прочитать стих;
- прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице;
- уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме;
- далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу;
- ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
О плюсах использования мнемотехники при развитии речи у детей...
Развитие связной речи дошкольников в помощью мнемотехники
Умение детей быстро и легко запоминать тексты...
Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»
Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....
Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»
Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...
Проект "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники"
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление редкое....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?...
Презентация "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники" к Городскому методическому объединению
Использование мнемотаблиц для развития речи детей среднего дошкольного возраста, как основного метода мнемотехники...