Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Панова Наталья Владимировна

Важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению является связная речь. Одним из методов разучивания стихотворений и обучения рассказыванию служит метод мнемотехники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_svyaznuyu_rech_detey_s_pomoshchyu_mnemotablits.docx676.99 КБ

Предварительный просмотр:

    C:\Users\USER\Desktop\Для сайта\6XETeoFkk_4.jpg

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным. Танцы, спортивные секции, английский язык. Что определяет успешность?  Важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению является связная речь.

   Современный ребенок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка:

говорить связно; излагать свои мысли полным ответом; строить сложные развернутые предложения; пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; без труда воспроизводить многосложные слова; словарный запас должен составлять от 6 до 8 тысяч слов. Но часто мы можем наблюдать иную картину: нарушения речи, темповая задержка психологического развития.  Нарушения  касаются всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, лексики и грамматического строя.

    Одним из методов разучивания стихотворений и обучения рассказыванию служит метод мнемотехники. Мнемотехника – это таблица, в которую заложена определённая информация, в виде зрительных и звуковых подсказок. Приемы мнемотехники, увеличивают объем памяти, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение). Мнемотаблицы помогают восприятию текста детьми.  Ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов.  Это помогает детям, у которых есть проблемы с речевым и эмоционально – волевым развитием,  им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух и высказываться на публику.  По мнемотаблицам легче учить стихи и пересказывать рассказы,  при рассказе можно подглядывать на картинки.

    Можно из нарисованных рисунков составить дорожку, таблицу из ассоциативные образов, можно использовать готовые картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовыми таблицами из интернета (примеры мнемотаблиц из интернета в конце статьи).

   Существуют определённые требования к схематическим изображениям предметов: в рисунке должны отражаться основные свойства предметов, рисунки должны быть отчётливыми и доступными для детского восприятия; у каждого ребёнка должна быть модель, которую он себе представляет и мыслит.

  Этапы создания мнемотаблиц:

- читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты;

- берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты;

- в каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата;

- подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить;

- выразительно прочитать стих;

- прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице;

- уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме;

- далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу;

- ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

    Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

C:\Users\USER\Desktop\Для сайта\Мне6мотаблицы 1.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Для сайта\М2.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Для сайта\М3.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Для сайта\М4.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Для сайта\М4.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Для сайта\М5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

О плюсах использования мнемотехники при развитии речи у детей...

Развитие связной речи дошкольников в помощью мнемотехники

Умение детей быстро и легко запоминать тексты...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»

Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...

Проект "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники"

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление редкое....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«МНЕМОТЕХНИКА, КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?...

Презентация "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники" к Городскому методическому объединению

Использование мнемотаблиц для развития речи детей среднего дошкольного возраста, как основного метода мнемотехники...