КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Методическое сопровождение деятельности родителей в вопросах создания интерактивного музея»
методическая разработка
методическое сопровождение родителей, по вопросам создания интерактивного музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методическое сопровождение деятельности родителей в вопросах создания интерактивного музея»
Гольева С.Н.
Коростелёва О.В.
В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, который задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности в целом. Особенно наглядно это прослеживается в последние десятилетия, когда в обществе происходят активные социокультурные преобразования за счет ускоряющихся темпов развития информационных и коммуникационных технологий.
Современные требования, предъявляемые к работе в ДОУ, требуют от педагога постоянного поиска интересных форм работы с детьми.
И так на наш взгляд такой формой является организация интерактивного музея.
Интерактивный музей сегодня - это музей живой истории, а также способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе.
Так что же такое – интерактивный музей?
Для начала я предлагаю рассмотреть основные понятия:
Музей (от греч. — Дом Муз) – учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Интерактивный – «inter» - взаимный, «act» - действовать, означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалоге с кем – либо.
Интерактивность – основной методический приём в работе современного музея, когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
Интерактивный музей – это экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать. При его создании в образовательном пространстве педагог преследует цель: сделать тему более доступной для изучения.
Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся". Интерактивный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению.
Руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Григорьевич Асмолов отмечает, что технология развития дошкольного детства – это технология развивающего взаимодействия. Педагогическая работа с детьми с использованием интерактивного музея, по мнению Ткаченко Е. Ю., Зайцевой Е. В., отвечает данной технологии.
Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея присутствует слайд – шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы (Аниматроника - искусство создания электронных движущихся роботов, имитирующих живые существа, например, людей, животных, всяких разнообразных монстров) и много другое.
Какие же преимущества даёт использование интерактивных методов в воспитательно – образовательном процессе?
Преимуществом интерактивных методов перед обычной экскурсией, безусловно является наличие обратной связи между педагогами и воспитанниками.
Если говорить собственно об интерактивных экскурсиях и занятиях, то их отличает следующие.
1. Изначально воспитанники выступают постоянными соучастниками демонстраций различных опытов, в качестве демонстраторов опытов, и зачастую самим «объектом» демонстрации. Всё это значительно увеличивает долю слушателей, настроенных на восприятие информации.
2. При интерактивном способе подачи информации каждый ребёнок получает возможность продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность, а это повышает привлекательность всего происходящего и включает соревновательный момент.
3. Надо отметить, что опыты, в которых воспитанники принимают участие в качестве демонстраторов и, тем более объектов демонстрации, легко и полезно превращать в соревнование. Тогда повторение является не скучной вещью, а элементом зрелищного аттракциона.
Помимо интерактивных методов существуют так называемые интерактивные экспозиции. Их отличает тот момент, что иногда необходимы активные действия посетителя в различных формах, включающих непосредственный контакт с интерактивным экспонатом или участие в каком-либо интерактивном действии.
При непосредственной работе с интерактивными экспонатами ребёнок сам становится активным действующим лицом.
При общении с экспонатом он может самостоятельно задать программу действий и тем самым реализовать свой исследовательский потенциал. Чтобы не потерять саму музейную атмосферу, её культурологический аспект экспозиций необходимо рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала.
Как только при проведении экскурсии педагог задаёт детям вопрос и получает на него осмысленный ответ, это и есть начало использования интерактивного метода. А интерактивным становится экспонат, который можно трогать и который по-разному откликается на различное воздействие, давая ответы на ваши вопросы, предположения и догадки.
Интерактивный детский музей предполагает создание особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией» - наедине, но не в одиночестве. В музее создаётся особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам», действую, думаю, принимаю решение.
Проектируя такую среду, педагог обязан с самого начала продумать, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом.
Иными словами, поставить перед собой вопрос: что будет делать ребёнок в данном пространстве: в чём участвовать (отсюда термин «участвующие композиции», какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества? Такой музей должен подойти к детям. Чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками (творческая мастерская в музеи). Интерактивный музей создаёт условия, позволяющие ему не только «хранить и показывать, но и обеспечивают активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре.
Посетители «музея» (воспитанники, педагоги, родители) являются активными участниками создания музейной среды.
Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, выступают участниками процесса.
Дошкольники чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты и часто становятся экскурсоводами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание Экологического музея
Хочу поделиться опытом работы - созданием Экологического музея на основе моделей эколого-систематических групп.(см. Приложение)Моделирование рассматривается как совместная деятельно...
Создание мини-музея в детском саду
в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....
«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)
Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...
Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея
В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и боевой славы. Надеемся, что ...
Алгоритм создания интерактивных заданий, созданных с помощью программного обеспечения SmartNotebook для детей 6 – 7 лет по формированию элементарных математических представлений
Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей...
Мастер-класс «Создание интерактивных игр и обучающих пособий для дошкольников посредством использования функциональных возможностей интерактивной доски"
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, одним из которых является применение средств интерактивной деятельности....
Идеи для занятий с детьми после посещения музея. Создание макета музея с экспонатами.
Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и друго...