Мастер - класс: «Мнемотехника – мой помощник!»
методическая разработка по развитию речи
Вводная часть
Основная часть
Практическая часть
Заключительная часть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс: «Мнемотехника – мой помощник!» | 141.81 КБ |
Презентация к мастер - классу: «Мнемотехника – мой помощник!» | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Одесский ДС»
Мастер – Класс:
«Мнемотехника – мой помощник!»
Материал подготовил
учитель – логопед:
Носова Е.А.
2023 год
Вводная часть
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва Вал. Конст. называет эту методику сенсорно – графическими схемами,
Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями,
Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.
Основная часть
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
|
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Практическая часть
Педагоги делятся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение). Возраст детей установите самостоятельно. Каждая команда представит мнемодорожки и мнемотаблицы, а остальные будут отгадывать и попробуем сами составить рассказ.
1 команда
Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не бежит.
Яблоко от яблони не далеко падает.
2 команда
Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
Вниз на Землю он глядит.
3 команда
Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»
4 команда
Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»
Заключительная часть
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воробьёва Валентина Константиновна - логопед, талантливый исследователь и глубокий ученый, знаток отечественной логопедии, носитель фундаментальных знаний в области патологии речи и психолингвистики
Ткаченко Татьяна Александровна заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, логопед высшей категории, лектор курсов повышения квалификации, автор более 100 книг и пособий
Ефименкова Людмила Николаевна автор книги: Формирование речи у дошкольников .
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблица Загадка
з аучивание стихов
составление описательных рассказов
1 команда Семь раз отмерь, один раз отрежь. Под лежачий камень вода не бежит. Яблоко от яблони не далеко падает.
2 команда В темном небе звезды светят Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит. Вниз на Землю он глядит.
3 команда сказка «Курочка Ряба»
4 команда Зима
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...
Мастер класс «Мнемотехника как средство развития речи»
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи, коммун...
Мастер-класс "Мнемотехника - ключ к развитию связной речи"
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, р...
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....
Мастер-класс "Мнемотехника"
Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологи - мнемотехника...
МАСТЕР-КЛАСС «Мнемотехника как средство развития речи»
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими....
Мастер-класс "Конструктор картинок - помощник современного педагога дошкольной образовательной организации"
Обмен информацией и практическими знаниями между педагогами. Освоение применения программы "Конструктор картинок" МЕРСИБО....