Консультация "Геометрические фигуры, формы"
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_geometricheskie_figury_i_formy.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема: «Геометрические фигуры, формы»
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста одним из важных направлений работы является ознакомление детей со свойствами объектов окружающего мира (форма, цвет, количество). Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, при использовании которых человек может определить форму какого-либо предмета и его частей. Формирование эталонов – это одно из ключевых направлений в младшем дошкольном возрасте. Второе направление работы с геометрическими фигурами – это исследование их свойств, основных закономерностей в их построении.
Познание геометрических фигур и их свойств позволяет им более точно воспринимать форму окружающих предметов. Это положительно отражается на продуктивной деятельности детей (рисовании, лепке, конструировании).
К трехлетнему возрасту ребенок начинает отличать геометрическую фигуру от предмета, выделяя его форму. Он начинает воспринимать углы, стороны. Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путём, проводя рукой по контуру. В процессе обучения детей в образовательной деятельности каждая фигура познаётся в сравнении с другой. Ребёнок воспринимает фигуру, абстрагируясь от цвета и размера, выделяя лишь форму. Эталоны окончательно закрепляются лишь к 5 годам. В старшем дошкольном возрасте дети способны уже классифицировать, систематизировать, упорядочивать предметы по форме.
Большое значение в формировании геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию геометрических фигур. Например, из двух треугольников составить квадрат.
Организация игр с наборами геометрических фигур, разнообразным строительным материалом, геометрической мозаикой, помогает закрепить знания о разнообразных геометрических фигурах, выучить их правильное название.
При работе со строительным материалом дети знакомятся с названиями и свойствами объемных геометрических фигур шаром, кубом и цилиндром. Прием наложения и приложения, так эффективный в младшем возрасте, широко используется в игрушках вкладышах. Ребёнку необходимо найти место для каждой фигуры на доске. Прикладывая он делает выводы о том, почему та или иная фигура не помещается в окошечко.
Упражнения на группировку фигур по цвету и размеру, а также по форме, удобно проводить с «Логическими блоками Дьенеша». Эта развивающая игра рассчитана на весь дошкольный период. Каждый из 48 блоков уникален, обладая определенных наборов свойств, что позволяет его выделить среди других. К блокам есть красочные альбомы с заданиями. Альбомы для младшего дошкольного возраста как раз способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах. Ребенок анализирует предлагаемое изображение, выбирает из набора необходимую по цвету, размеру и форме, фигуру и размещает её в альбоме.
В закреплении представлений о геометрических фигурах и их свойствах эффективны игры со счетными палочками. Ребёнку необходимо выложить из палочек геометрическую фигуру, забор, составить прямую. Также счетные палочки знакомят ребенка с понятием «отрезок».
Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами. Необходимо развить у ребенка умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма предмета.
Здесь также отлично работают упражнения с блоками Дьенеша. Работая с изображениями в альбоме, ребенок видит схожесть деталей изображения с той или иной геометрической фигурой. Крышу у домика необходимо выложить из треугольников, значит она треугольная, а колеса из кругов, значит они круглые. Блоки можно классифицировать по одному, двум, трем или четырем признакам одновременно. Например, «выбери только круги», «выбери только большие/маленькие круги», «выбери только красные большие круги», «найди большой, красный, толстый круг». Это позволяет постепенно усложнять задания.
Поиграйте с ребенком дома в интересные развивающие игры.
Раздели фигуры:
Ребенок должен разделить фигуры (кубики) на две группы (по размеру, форме). Объяснить свой выбор.
Заплатки:
Взрослый говорит, что швее принесли одежду на ремонт, она подготовила заплатки, но случайно уронила все со стола. Одежда и заплатки к ней перемешались, предлагает детям из всех предложенных заплаток подобрать подходящие.
Что не подходит?
Перед ребенком выкладываются поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.
Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе, развитию логического мышления, сообразительности, внимательности, усидчивости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы
игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...
Конспект: Тема: "Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме на две группы". "Найди такую же фигуру".
Конспект. Познавательно исследовательской деятельности действие с дидактическим материалом во второй группе детей раннего возраста.Тема: "Раскладывание однородных предметов, рез...
Интерактивная игра "ФИГУРЫ - БЛИЗНЕЦЫ" ЧАСТЬ 1 (форма на форму)
Представляю вашему вниманию интерактивную игру "ФИГУРЫ - БЛИЗНЕЦЫ" ЧАСТЬ 1 (форма на форму).Цель: обучение выделению идентичного объекта по одному признаку (форма).Данная игр...
Конспект по ФЭМП в средней группе по теме: «Упражнение и закрепление счета до пяти. Соотношение формы предмета с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Сравнение предметов по величине, форме и цвету».
Цель занятия: Продолжать формировать навыки счета по порядку. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.Задачи:Упражнять в счете и отсчете на слух, на ощупь (в пределах 5); учить ...
Конспект с подгруппой детей в подготовительной к школе группы "В стране геометрических фигур (форма, размер, цвет)".
Конспект с подгруппой детей в подготовительной к школе группы "В стране геометрических фигур (форма, размер, цвет)"....
Картотека дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей. Назови геометрическую фигуру
Ознакомление детей с основными геометрическими фигурами...
Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Геометрическая фигура». «Форма»
На протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые с...