Математическое развитие детей дошкольного возраста.«Геометрическая фигура». «Форма»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
На протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними, при этом появляется необходимость обучать детей правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др.), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometricheskaya_figura._forma.docx | 430.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Геометрическая фигура». «Форма»
1Дидактические игры.
Название игры. Цель | Ход игры | Материалы и иллюстрация |
1.Игра «Геометрическое лото». Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение различать и находить нужную фигуру. Развивать внимание и умение детей играть по правилам. | Игра проводится с двумя и более детей (зависит от количества карточек, в данном случае до 7) Рассмотреть игровые карты. Затем большие карты переворачивают изображением вниз и детям предлагают выбрать одну из них. Воспитатель (или ребенок) достает из мешочка геометрическую фигуру, показывает ее детям. Дети ориентируясь на свою карту берут нужную геометрическую фигуру и кладут на свое игровое поле. Дети должны закрыть все клетки на карте. Выигрывает тот, кто первым закроет все геометрические фигуры на карточке.
| 7 карточек с геометрическими фигурами, 28 геометрических фигур. |
2.Игра «Что лежит в мешочке?» Цель: закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. | На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это мячик, оно круглой формы». Кладет мяч рядом с геометрической фигурой-кругом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов. | Набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой) пуговицы (квадратной и четырехугольной формы), деревянные шарики, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы).
|
3. Игра «Построим поезд». Цель: развивать восприятия формы, внимания. Закреплять умение чередовать фигуры. | Воспитатель предлагает детям выбрать карточки круглой формы, а карточки квадратной формы откладывают на другую сторону стола. Затем надо построить поезд, чередуя круги с квадратами. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или квадрат. | Материал: круги и квадраты одинакового размера. |
4. «Чего не хватает?» Цель: развивать у детей внимание, наблюдательность. Развивать Логику и доказательную речь. Закреплять название геометрических фигур. | Взрослый предлагает ребенку изображение предмета или строения (дом, машина…), у которой отсутствует та или иная деталь. Ребенок старается догадаться, какой детали не хватает, и объяснить, почему она необходима. Затем «починить» предмет. | Материал: карты с изображением различных построек, в которых отсутствует какая – либо деталь. Геометрические фигуры для «починки» построек. |
5. Игра « Игра с одним обручем» Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию | Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне. | Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша. |
2.Художественное слово
1.Загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня.
(Круг)
2. Стихотворение.
«Треугольник»
Треугольник- три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острый-
Треугольник- «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три-ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем
«Ромб»
Ромб-фигура не простая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два-
Фигура стала вдруг одна.
Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.
«Треугольник»
Треугольная палатка,
Треугольная гора,
Треугольную морковку,
Рисовали мы вчера.
А по крыше треугольной
Кот испуганный идет.
Смотрит круглыми глазами-
Вдруг случайно упадет.
- Конспект занятия во второй младшей по разделу
«Геометрическая фигура. Форма» на тему: « Знакомство с геометрическими фигурами»
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат).
Задачи:
Образовательные:
- учить узнавать и называть цвета
- искать в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление.
- активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать воспитателя
- развивать коммуникативные навыки
Демонстрационный материал: картинки с изображением геометрических человечков.
Раздаточный материал: картинки с изображением матрешек с нарисованными геометрическим фигурами, геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты) разных цветов, картонные домики с вырезанными окошками круглой, квадратной и треугольной формы, дидактическая игра «Собери похожее».
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда сегодня мы с вами отправимся в гости к жителям страны Математика. Живут в ней необычные человечки. Они хотят с вами подружиться и вместе поиграть. Согласны?
Игровое упражнение «Назови геометрических человечков».
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто у нас первый?
«Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?»
Дети: Круг.
Воспитатель (показывает картинку «круглый человечек»): Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они? У него есть ножки. Какие они? А что еще есть у круглого человечка?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрим дальше:
Три вершины,
три угла,
три сторонки у меня.
Кто же я?
Дети: Треугольник.
Воспитатель (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А вот и еще один человечек:
Не овал я и не круг,
треугольнику не друг,
Вот такой я брат.
И зовут меня.
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?
Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка? Молодцы, все верно назвали. А теперь человечки хотят с вами поиграть и предлагают вам выполнить их задания. Вы согласны поиграть с человечками?
Ответы детей.
Тогда послушайте первое задание от круглого человечка.
Воспитатель: Круглый человечек предлагает вам найти печенье круглой, квадратной и треугольной формой, и положить их на свои тарелочки.
Проводится дидактическая игра «Собери похожее».
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились. А сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в «Трех медведей».
1,2,3 – повернись и в медведей превратись.
«Три медведя шли домой (изображают медведей)
Папа был большой-большой (поднимают руки вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (руки перед грудью)
А сынок – малютка просто, (присесть)
Очень маленький он был
С погремушкою ходил. (руки в кулачках, изображают погремушку)
1,2,3 – повернись и в ребяток превратись.
А теперь послушайте задание от треугольного человечка. Геометрические фигуры потеряли свои дома. Давайте им поможем. Каждая фигура живет в домике такого же цвета, как и сама фигура. Раз, два, три – домик ищи.
Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики».
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. Осталось последнее задание от квадратного человечка. Послушайте его.
У геометрических человечков есть веселые подружки – матрешки, которые тоже живут в стране Математика. У них красивые сарафанчики, на которых нарисованы геометрические фигуры. Однажды матрешки так плясали, что растеряли все фигуры. Квадратный человечек просит вас помочь матрешкам отыскать их фигуры. Согласны?
Дидактическая игра «Укрась матрешку».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все математические задания вы выполнили . А теперь скажите, вам было очень трудно? С какими заданиями мы справились? Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.
Формы организации различных видов деятельности , направленных на математическое развитие детей....
Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей дошкольного возраста
Формирование элементарных математических представлений у детей будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: - компетентности педагогов и родителей в области математиче...
Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»
Пособие способствует запоминанию основных геометрических фигур, благодаря использованию всех органов восприятия (слушаем название, смотрим изображение, трогаем руками, потом шагаем) дети лег...
Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»
Данная игра предназначена для детей от 2-5 лет. Игровое пособие могут использовать как воспитатели ДОУ так и родители.Игра представляет собой дорожку из мягкого материала. Она и является игровым...
Наглядно-дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрические бусы»
Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук» - это достаточно актуальные фразы в настоящее время, ведь немаловажно развивать мелкую мото...
Математическое развитие детей 2-3 года. Тема: Форма
Математическое развитие детей 2-3 года.Тема: Форма...
Интерактивная игра для детей дошкольного возраста "Геометрические фигуры"
Ребята сейчас мы с Вами поиграем в игру "Геометрические фигуры". Нужно помочь волку выполнить задание и найти все предметы похожие на круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Для этого нажимайте на...