Нормы развития детей 2-3 лет
консультация

Юлия Владимировна Найденова

Актуальные нормативы развития, которые необходимо знать каждому родителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_razvitiya_ot_2_do_3_let.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы развития детей 2-3 лет (по последним данным нейрофизиологов)

      Почему необходимо знать нормы развития детей?

Родители надеются, что их ребенок проживет легкую, счастливую, успешную жизнь. Поэтому они стараются развивать ребенка чуть ли не с пеленок. Однако результат не всегда соответствует их ожиданиям и вложенным затратам.

          Родители в большинстве своем не имеют четкого представления о потенциальных возможностях и способностях ребенка. Они не знают о тех усилиях, которые надо прилагать в том или ином возрастном периоде, чтобы не навредить, а наоборот, способствовать гармоничному развитию ребенка. И часто, несмотря на старания родителей, поражает их воспитательная безграмотность, из-за которой все их усилия не приводят к ожидаемым результатам.

         Часто получается так, что в каких-то областях развития (психического, моторного, речевого, интеллектуального и т.д.) ребенок достигает самых высоких показателей, а в других областях едва достигает нижней границы нормы.

          Между тем, ребенок должен развиваться равномерно, последовательно и гармонично. Упущение в той или иной области развития рано или поздно отразится на школьной успеваемости, поведении или даже на здоровье ребенка.

        Неправильное воспитание, не учитывание норм развития малыша может стать причиной задержки психического развития. Также бывает и так, что ребенок изначально имеет какие-либо отклонения в развитии. Но родители, в силу своего незнания, этого не замечают. А время уходит, ребенок растет, и его трудности сами по себе не исчезают, а растут вместе с ним. И, чем старше ребенок, тем сложнее эти трудности исправить.

         Знание норм развития ребенка на каждом возрастном этапе поможет не только выявить задержки, либо отклонения в развитии ребенка, но и способствует своевременному, гармоничному развитию личности.

Почему важна диагностика детей раннего возраста?

      В раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет высокой “пластичности”, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка, поэтому ранняя диагностика имеет такую большую важность.

      Речь 

в 2 года - 2 года 6 месяцев.

  • Активный словарь увеличивается на 100 слов ежемесячно от 2 лет до 3 лет.
  • Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
  • Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?».
  • Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов.
  • Понимает короткий рассказ о недавнем прошлом (куда ходили, что делали, кого видели и т.п.).
  • Слушает с интересом свои первые сказки.
  • Знает название частей лица (губы, уши, глаза и т.п.) и частей тела (руки, спина и т.п.).
  • Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади).
  • Понимает слово «легкий», «большой».
  • Звуки «ам» превращаются в звуки «ням- ням».
  • Знает местоимение «мое», «ты», «я». Выражает желание словом.
  • Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, силу голоса, темп речи, но только при условии, что взрослые уделяют внимание развитию этих навыков.
  • Начинает употреблять прилагательные, предлоги, наречия.
  • Говорит короткими предложениями из 3-4 слов. Комментирует свои действия. Например: "Миша моет ручки" (ест, играет, одевается, кушает и т.п.).
  • Высказывает свои потребности. Например: «Миша хочет мячик» и т.п.
  • Задает вопросы.
  • Говорит: «До свидания, пока, спасибо, здравствуйте» в индивидуальном произношении.
  • Говорит о себе в «Я»-форме.

        2 года 6 месяцев – 3 года.

  • Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания.
  • Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными.
  • По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок).
  • Выполняет просьбы, состоящие из двух действий.
  • Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.
  • Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).
  • Легко повторяет фразы.
  • Употребляет слова «он», «она», «оно».
  • Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо».
  • Произносит правильно все звуки, кроме «р», «л» и шипящих.
  • Использует вопрос: «Почему?» (ответ не всегда нужен)
  • Активный словарь к 3г. 3 мес. - 1500 слов.

     Интеллект

  • Имеет первые представления о предметах и явлениях. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Миша хочет гулять» или «Дай Маше шарик» и т.п.
  • Узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии.
  • Самостоятельно собирает двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка) вкладывает в большую.
  • Мальчик проявляет большой интерес к членам семьи мужского пола. С удовольствием наблюдает за работой отца, деда, занимающихся починкой техники, столярными работами и т.п. Девочка проявляет интерес к шитью, вязанию и т.п.
  • Вступает в диалог по поводу иллюстраций, рассматривая их в книге.
  • Имеет представление о том, кто кем работает. Проявляет интерес к книге; просит повторить любимые произведения.
  • С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (вначале из двух, потом из четырех).
  • Самостоятельно работает с разрезными картинками: собирает целостное изображение из двух идентичных половинок (матрешка, мяч и т.п.).
  • Сортирует предметы (груша-яблоко, юла - кубики, и т. д.)

2 г. - 2 г. 4 мес.

  • Начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка.
  • Начинает задавать вопросы.
  • Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к столу, возьми мишку, принеси его мне).

2 г. 6 мес. - 2 г. 8 мес.:

  • Вкладывает две матрешки одна в другую . Подбирает цвета по образцу (синий к синему).
  • Начинает группировать предметы на картинках (животные, одежда, мебель, посуда, люди).

2 г. 6 мес. - 3 г.:

  • Различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, как яйцо).
  • Начало изобразительной деятельности

2 г. 11 мес. - 3 г.

  • Может выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 5 минут Находит 3-4 отличия между предметами
  • Выполняет задания по предложенному образцу

      Память

  • Запоминает имена близких (баба Катя, мама Лена) и друзей.
  • Вслед за взрослым читает наизусть любимые потешки.

2 г. 6 мес. - 3 г.:

  • Называет свои имя и фамилию Хорошо отвечает на вопросы: «Что ты ел на завтрак?», «С кем ты живешь дома?», «Во что любишь играть?»
  • Знает несколько стихотворений.

      Крупная моторика

  • Хорошо бегает без падений. Самостоятельно приседает и встает.
  • Встает с маленького стульчика без помощи рук.
  • Катает мяч в паре со взрослым или сверстником: бросает мяч вдаль одной рукой; подбрасывает мяч вверх двумя руками; бросает мяч вниз.
  • Самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машинки и т.п.).
  • Поднимается по лестнице, держась за перила. Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). Бросает мяч в цель на расстояние 60-70 см.
  • Пробегает 5 метров, не упав.
  • Выполняет упражнения с атрибутами (флажками, мячами, кольцами и т.п.) для всех групп мышц, повторяя за взрослым или следуя его инструкциям.
  • Один идет вверх и вниз по лестнице.

2 г. 4 мес. - 3 г. Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали

2 г. 6 мес. - 2 г. 9 мес.:

Прыгает на двух ногах, отрывая обе ноги от пола

Спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 г. 6 мес.- 3 г. Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70-100 см.

2 г. 10 мес. - 2 г. 11 мес. Уверенно прыгает на двух ногах.

       Мелкая моторика

  • По показу имитирует вертикальную линию.
  • Чертит на бумаге.
  • Поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, вставляет ключ в замочную скважину.
  • Нанизывает на шнур шарик-бусину. Формируется предпочтение руки.

2 г. 5 мес. - 3 г. По показу правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста.

2 г. 6 мес. - 2 г. 8 мес. Правильно держит карандаш.

2 г. 6 мес. - 3 г. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.

2 г. 6 мес. - 3 г. 3 мес. Имитирует пишущие движения.

2 г. 11 мес. - 3 г. 2 мес. Режет ножницами.

       Зрительное восприятие

  • Показывает части тела на кукле.
  • Находит переставленный на новое место предмет. Наблюдает за строительством башенки.
  • Распределяет правильно предметы (кубик к кубикам, кольцо к кольцам).
  • Узнает знакомые предметы по ТВ.

2 г. 5 мес. - 2 г. 7 мес. Понимает смысл простых картинок с действием.

2 г. 6 мес. - 2 г. 7 мес. Узнает соседей и гостей.

2 г. 6 мес. - 2 г. 8 мес. Сортирует ложки и вилки.

2 г. 6 мес. - 2 г. 9 мес. Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета.

2 г. 6 мес. - 3 г. Называет 4 основных цвета.

2 г. 10 мес. - 3 г. Узнает 4 геометрические фигуры.

      Слуховое восприятие

  • Повторяет за взрослым предложение из 2- 3 слов. Пытается петь.
  • Начинает различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка- мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое 1 оформление слова.

       Конструирование

Может самостоятельно построить башню из 6-7 кубиков. Надевает колечки на палочку.

2 г. 10 мес. - 3 г.:

Строит самостоятельно башню из 9 кубиков.

Самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер.

          Эмоции, коммуникация, поведение

  • Показывает головой в знак несогласия.
  • Может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками.
  • Ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними.
  • Во многих игровых ситуациях обнаруживает не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям.
  • Начинает проявлять некоторую сдержанность, умение «немного подождать», т.е. некоторую способность к элементарной самоорганизации и самостоятельности.
  • Среди сверстников появляется «любимый» друг, которому ребенок симпатизирует больше, чем другим.
  • Здоровается и прощается, употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).
  • Проявляет внимание, сочувствие к другим детям (делится игрушками, угощением, уступает).
  • Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать.
  • Понимает шутки.

        Самообслуживание

  • Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Не переворачивает ложку при кормлении.
  • Сосет жидкость через соломинку. При приеме пищи садится за стол.
  • Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка - для супа; маленькая - для компота, чая.
  • Контролирует свои физиологические потребности: просится на горшок в дневное время.
  • Проявляет стремление к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях.
  • Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую кофточку, сапожки и т.п.), радуется, если его наряды замечают посторонние.
  • Застегивает и расстегивает молнию с помощью. Надевает носки, штаны, обувь.
  • Знает место одежды, посуды, игрушек.

2 г. - 3 г. 6 мес. Сообщает о своих нуждах (туалет)

2 г. 4 мес. - 2 г. 8 мес.:

  • Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.
  • Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно), пьет.
  • Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

2 г. 6 мес. - 3 г. 5 мес. В течение дня, как правило, сух и чист.

2 г. 9 мес. - 3 г. Ест сам, немного проливая Как правило, остается сухим ночью.

         Игра

  • С радостью принимает предложение взрослого поиграть вместе.
  • Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.). Начинает подражать родителю того же пола.
  • Возит за собой за веревочку игрушки на колесиках. Начинает играть в ролевые игры.
  • Умеет играть с песком. Самостоятельно делает куличики, используя разные формы и совочек.
  • Разыгрывает с образными игрушками развернутые сюжеты: кормление куклы, 1 сборы на прогулку и т.д.
  • В присутствии других детей играет сам по себе (параллельная игра).

2 г. 5 мес. - 2 г. 7 мес.:

Собирает пирамидку по порядку

В игре действует взаимосвязано и последовательно

(будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.)

2 г. 6 мес. - 3 г.:

С увлечением участвует в ролевых играх, может брать на

себя определенную роль (мамы, доктора)

Целенаправленно двигает предмет (машинку и т.д.) Помогает убирать игрушки

Может носить бьющиеся вещи и играть с ними


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы развития детей 6-7 лет

Информация поможет  родителям  будущих первокласников оценить детей к школе....

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 лет

Рекомендации для учителя дефектолога...

Консультация для родителей. «Основные нормы развития детей 2 лет».

Консультация для родителей.«Основные нормы развития детей 2 лет»....

Буклет для родителей "Нормы развития детей 4-5 лет"

Примерный ориентир для родитей, о умениях и навыках которые должны достигнуть дети к 4-5 годам жизни....

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать пер...

ДОКЛАД «Нормы развития детей»

Каждый ребенок неповторим в своем развитии. Его развитие, конечно, во многом определяется состоянием здоровья, но в большей степени его развитие определяется его ближайшим окружением - это дом, семья,...