Консультация для родителей: «Влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка»
консультация
Консультация музыкального руководителя дя родителей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_muzyki_na_emotsionalnuyu_sferu_rebenka.docx | 15.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка»
С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие. Созданные композитором в произведении образы дают дошкольникам возможность почувствовать всю гамму чувств, их оттенков, формируют и обогащают эмоциональный опыт.
Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания чужих людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музыка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современных исследованиях. Так, например, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова считают, что именно эмоции составляют «корень эстетики» музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости – первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка можно увлечь и заинтересовать музыкой.
В психологии под эмоциональной отзывчивостью (восприимчивостью, чувствительностью) понимаются:
- свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д.:
- эмоциональная реакция на состояние другого человека как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие;
- показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Что касается эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, то это умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; эмоциональное сопереживание музыке и отклику на произведения искусства. Тоже своего рода отправная точка развития эстетических чувств, отношений, потребностей и интересов личности.
У детей эмоциональная отзывчивость к музыке проявляется очень рано, выступая базисом всех структур музыкального сознания. Она представляет собой формируемое личностное качество, содержанием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке.
В процессе исследования путей развития эмоциональности у младших дошкольников были выделены задания, выполняя которые, дети с помощью музыки постигают все более сложные чувства. Так, дошкольникам, могут быть предложены различные способы «моделирования» характера звучания. В первую очередь это уподобления характеру музыки, что выражается в пластике рук, мелкой моторике, эмоционально-окрашенном слове. Эффективно в этом возрасте тактильное уподобление, которое представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одновременными тихими, выразительными пояснениями её характера. Вокальное уподобление – «выведение голосом» мелодии, чтобы побудить дошкольника подпеть.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста легко поддаются развитию эмоциональной отзывчивости к музыке. Однако это не означает, что в старшем дошкольном возрасте подобную работу проводить не нужно. По мере накопления музыкального опыта необходимо развивать у детей эмоционально-мотивированную оценку.
Эмоциональная отзывчивость выступает показателем развития интереса, вкуса, эмоционально-оценочного отношения к музыке, выразительности исполнения, творческой активности. В результате развития всех этих компонентов музыкально-эстетического сознания у ребенка формируется оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Оно выражается через эмоции, желание слушать. Оценочное отношение свидетельствует о значимости музыкального впечатления. По мере накопления опыта оно приобретает осознанный характер. Дошкольник может назвать любимые произведения, напеть, повторить. Таким образом, важно обеспечить динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке – от эмоциональной оценки в младшем возрасте к мотивированной оценке посредством мышления и воображения в старшем.
Положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке ребенок реализует в самостоятельных творческих проявлениях, активности в различных видах музыкальной деятельности. Накопление впечатлений формирует его как личность. На взгляд ученых, эмоционально-оценочный компонент отношения у старших дошкольников в значительной степени обогащается интеллектуально-оценочным. Их соотношение, равновесие или преобладание одного над другим будет зависеть от уровня музыкального развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость является исходной точкой многих эмоциональных проявлений: от эмоционально-ценностного отношения как основы развития музыкальности до формируемого мышления и воображения как важнейших психических процессов.
Педагоги должны использовать классическую музыку, позволяющую ребенку пережить эмоции, которые он не в состоянии почувствовать в повседневной жизни.
Основная задача педагогического коллектива – добиться того, чтобы эмоциональные впечатления, доступные интонации музыки композиторов-классиков стали привычными, узнаваемыми детьми.
Система подбора репертуара, методы творческой работы, поставленные задачи должны предусматривать развитие взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления, воображения, внимания дошкольников, активизацию проявлений творчества. Темы занятий могут быть разнообразными, но должны изучаться параллельно. Например, тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
На занятиях по музыкальному воспитанию дошкольники сравнивают произведения с одинаковыми названиями, определяют, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую или злую. Учатся различать смену настроений, образов в одной сказке.
Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Почему эмоциональную сферу ребенка важно развивать?»
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.Социальная среда жизни современного ребенка не всегда способствует эмоциональному н...
"Влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка"
Влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка огромно. Она пробуждает чувства, созвучные образу песни. все знания, которые дети получают в учреждении, должны подкрепляться семейным восп...
Консультация для родителей "Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье"
Приобщение к музыке-один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям....
Консультация для родителей "Влияние музыки на эмоциональный мир ребёнка"
Консультация для родителей "Влияние музыки на эмоциональный мир ребёнка"...
Консультация для родителей "Влияние музыки на эмоциональное состояние"
Музыка для взрослого и ребёнка - это неиссякаемый источник гармонии, здоровья и душевного равновесия. Музыка обладает сильным психологическим возде...
Консультация для родителей «Влияние музыки на духовное развитие ребенка»
Консультация для родителей «Влияние музыки на духовное развитие ребенка»...