Формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях инклюзивного образования
консультация

Губайдуллина Ляля Шамилевна

Формы  взаимодействия с родителями в ДОУ  в условиях инклюзивного образования(консультация для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami_v_dou_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы  взаимодействия с родителями в ДОУ  в условиях инклюзивного образования

Инклюзи́вное образова́ние — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность находиться учиться в общеобразовательных учреждениях.

Успех коррекционного обучения и воспитания во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе специалистов, воспитателей и родителей.

Цели работы с родителями:

  • Оказание психологической поддержки
  • Повышение педагогической компетенции  родителей и помощь семьям по адаптации

     с ОВЗ в общество

Основные проблемы, возникающие в семьях с детьми  с ОВЗ:

  1. Ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
  2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
  3. Отсутствие знаний и навыков , необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные  условия для ребёнка дома .

ЗАДАЧИ:

  • научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
  • вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
  • сформировать адекватную  самооценку

ЭТАПЫ ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Определение типов семейного воспитания

2.Дифференциация форм и методов работы с семьей

3. Организация совместной работы

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

 На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ.

Педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ.

Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) необходимо сотрудничество со всеми  специалистами ДОУ.

Основные функции в работе с семьёй:

  • Охранно-защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи.
  • Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, педагоги способствуют восстановлению социального статуса ребенка, поддерживают усилия семей, проявляющие готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
  • Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.
  • Оздоровительная функция предполагает сопровождение и рекомендации по укреплению здоровья ребенка.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям:

  • Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
  • Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Метод убеждения - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, на занятиях, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Беседы

Анкетирование

Тестирование

Консультирование

Индивидуальные практикумы

Тренинги

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями​
  • Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ​
  • Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями​
  • Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ​
  • Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе​
  • Укрепление связей и сотрудничества между специалистами разного профиля​
  • Своевременная помощь в решении проблем​
  • РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

    Общаясь с родителями, обращайтесь к ним только по имени и отчеству.

      Стремитесь к тому, чтобы Ваше общение с родителями было "на равных", т.е. без    высокомерия, но и без заискивания.

В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

Обещайте родителям только то, что Вы сумеете выполнить.

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать

     пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости .

Необходимо помнить, что к любой беседе с родителем необходимо готовиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях педагога и родителей в условиях инклюзивного образования ДОУ.

Творческие техники, внедряемые в процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют выработать правильную тактику и стратегию взаимодействия педагога, родителей и ребенка с ОВЗ...

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитыв...