Формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях инклюзивного образования
консультация
Формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях инклюзивного образования(консультация для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami_v_dou_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях инклюзивного образования
Инклюзи́вное образова́ние — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность находиться учиться в общеобразовательных учреждениях.
Успех коррекционного обучения и воспитания во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе специалистов, воспитателей и родителей.
Цели работы с родителями:
- Оказание психологической поддержки
- Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации
с ОВЗ в общество
Основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ОВЗ:
- Ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
- Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
- Отсутствие знаний и навыков , необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные условия для ребёнка дома .
ЗАДАЧИ:
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
- сформировать адекватную самооценку
ЭТАПЫ ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Определение типов семейного воспитания
2.Дифференциация форм и методов работы с семьей
3. Организация совместной работы
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ.
Педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ.
Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) необходимо сотрудничество со всеми специалистами ДОУ.
Основные функции в работе с семьёй:
- Охранно-защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи.
- Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, педагоги способствуют восстановлению социального статуса ребенка, поддерживают усилия семей, проявляющие готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
- Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.
- Оздоровительная функция предполагает сопровождение и рекомендации по укреплению здоровья ребенка.
Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям:
- Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
- Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Метод убеждения - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, на занятиях, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Беседы
Анкетирование
Тестирование
Консультирование
Индивидуальные практикумы
Тренинги
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе
- Укрепление связей и сотрудничества между специалистами разного профиля
- Своевременная помощь в решении проблем
- РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Общаясь с родителями, обращайтесь к ним только по имени и отчеству.
Стремитесь к тому, чтобы Ваше общение с родителями было "на равных", т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
Обещайте родителям только то, что Вы сумеете выполнить.
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать
пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости .
Необходимо помнить, что к любой беседе с родителем необходимо готовиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях педагога и родителей в условиях инклюзивного образования ДОУ.
Творческие техники, внедряемые в процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют выработать правильную тактику и стратегию взаимодействия педагога, родителей и ребенка с ОВЗ...
Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...
Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"
На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить формы работы с родителями с детьми ОВЗ....
Консультация "Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования".
Консультация...
Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитыв...