Консультация для родителей "Характеристика речи старшего дошкольника"
консультация (старшая группа)
Данная консультация позволяет родителям узучить в доступной форме речевые возможности детей и помочь дошкольникам в развитии правильной и развёрнутой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rechi_starshego_doshkolnika.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика речи старшего дошкольника.
Ребёнок шестого года жизни добровольно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребёнка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка. Расширение кругозора ребёнка способствует обогащению его словаря.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными и временными отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, количеству, материалу, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребёнок употребляет слова с противоположным значением (длинный – короткий, твёрдый – мягкий, тяжёлый – лёгкий, пушистый – гладкий), слова обозначающие цвет и его оттенки, объёмные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребёнок может изложить историю создания предмета (гусиное перо – перьевая ручка – шариковая ручка).
Кроме предметов окружения, ребёнок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях. О детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.
Что знает и использует в речи ребёнок 6-7 лет? Он знает свой адрес, родной город, его достопримечательности, название страны, название столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, родственников, их профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, труд в природе, ручной труд и хозяйственно – бытовой труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной и театрализованной.
На шестом году совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребёнок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развёрнутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объём высказываний, используются различные типы сложных предложений. В этом возрасте ребёнок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимания на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребёнком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим значением, обобщающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением – антонимы (друг – враг, высокий – низкий, плохо – хорошо, говорить – молчать); слова, близкие по смыслу - синонимы (ходить – идти, шагать; грустный – печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами: наблюдаются недочёты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребёнок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно у 5-6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: (ц),(ч),(ш),(щ),(ж),(л),(р). Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.
В возрасте 5-6 лет ребёнок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребёнка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространённым недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»
Консультация для воспитателей:« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»...
Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".
Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...
Консультация для родителей. Развитие речи старшего дошкольника.
В данной консультации помещён материал о том , что должно быть сформировано в речи (звукопроизношение, лексика, грамматика) старшего дошкольника к 6-7 годам и на что родителям следует обратить о...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РЕЧЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Для этого педагогу необходимо самому ориентироваться в вопросах развития речи дошкольника....
Консультация по развитию речи старших дошкольников
материал имеет ознакомительное и рекомендательное значение для родителей....