Формирование навыков одевания и раздевания.
консультация
Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_odevaniya_i_razdevaniya.docx | 292.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка одевания и раздевания.
Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются. Причин могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития.
Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей.
В основу этой работы входит пошаговое обучения навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.
Задачи обучения:
· определение текущего уровня развития данного навыка;
· определение ближайших шагов;
· отработка навыка внутри каждого шага;
· разработка системы поощрений и контроля;
· обсуждение результатов с родителями.
Формы работы:
· индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
· групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания)
При формировании навыка одевания и раздевания решаются следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д.;
- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
Основными приемами по формированию самообслуживания являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
В своей работе педагоги и родители могут использовать следующие игры.
«Кукла Катя идет на прогулку», «Наведи порядок», «Кукла Катя готовится ко сну», «Подберем куклам одежду»
Цель: развивать представление об одежде, учить последовательно одеваться и раздеваться, воспитывать бережное отношение к одежде.
Взрослый называет одежду и одевает/раздевает куклу, проговаривая последовательность одевания/раздевания.
Различные игры с пуговицами и шнурками так же формируют представление детей об элементах одежды: «Портной», «Пуговица».
Рамки с застежками развивают не только мелкую моторику пальцев рук, но и учат детей последовательно застегивать свою одежду.
Игра «Найди пару» способствует формированию умения находить свою обувь.
Таким образом в игровой форме, основываясь на особенности каждого ребенка, взрослый может помочь ребенку сформировать умения одевания и раздевания.
Следует отметить, что наглядный материал (алгоритмы) имеет очень важное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема последовательности процессов одевания и раздевания детей раннего возраста
Схема последовательности процессов одевания и раздевания детей раннего возраста. Будет полезна родителям и начинающим воспитателям. ( Порядок действий ребенка, способы действий ребенка,место ребенка, ...
Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии
Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии...
алгоритм одевания и раздевания
изготовление алгоритма одевания и раздевания...
КАРТА ОЦЕНКИ "КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДЕТЕЙ ПРИ ОДЕВАНИИ И РАЗДЕВАНИИ"
Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви...
Формирование навыков одевания у детей с синдромом Дауна
Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском сад...
Беседа на тему: «Формирование навыков одевания и самостоятельной еды»
Умение самостоятельно одеваться – это важная веха в развитии детей. Этот навык требует от ребенка знать, как называются отдельные виды одежды, как продевать пуговицы в петли, как одеваться по по...
Статья "Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у дошкольника".
В данной статье я рассказываю, как научить ребенка одеваться самостоятельно....