СИНКВЕЙН......что это???
консультация
«Использование метода СИНКВЕЙН в развитии связной речи у детей с ТНР»
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.
Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка». Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 445.21 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях введения ФОП перед педагогами дошкольного образования встает много вопросов, как сделать современного дошкольника социально мобильным, подготовить к школьному обучению.
Современные педагоги находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Всем известно,что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками и взрослыми.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения « синквейна».
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», которые строятся по определенным правилам. Это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна :
1.Кошка.
2.Пушистая, ласковая.
3.Мурлыкает, играет, бегает.
4.Мой любимый домашний питомец.
5.Животное.
1.Медведь.
2.Бурый, белый.
3.Спит, рычит, бежит.
4.Он большой опасный хищник.
5.Зверь.
Синквейн поможет быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Можно ли учить составлять синквейн детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать.
Условные обозначения:
• Слова-предметы (существительные)
• Слова-признаки (прилагательные)
• Слова-действия (глаголы)
• Слова-предметы (существительные)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. -Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! -Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память. Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь».
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной. деятельностной и личностно ориентированной.
Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
- Ожидаемые результаты от данной методики: у детей значительно расширится словарный запас;
- дети научатся понимать и ставить вопросы к словам, подбирать слова, обозначающие предметы, признаки, действия предметов;
- дети будут логически мыслить, выражать свои суждения, согласовывать слова в предложении;
- научатся грамматически правильно строить предложения.
Как использовать синквейн родителям дома?
Предлагаем сделать с ребёнком копилку синквейнов по сюжетам знакомых стихотворений, сказок, рассказов песен, мультфильмов, прочитанных рассказов и сказок, ситуациям из жизни ребёнка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейн для дошкольников.
Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...
Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...
Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...
МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...