мастер- класс для педагогов доу
методическая разработка
"Взаимодействие с родителями как способ ранней профориентации дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_2023g.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд№1)
Выбор профессии, ответственный шаг в жизни
каждого человека. И от того, насколько
правильным будет этот выбор, зависит будущее
благополучие не только отдельного
гражданина, но и всей страны(слайд №2)
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. В этот период у детей формируется активный интерес к различным профессиям.
Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от «profiteer — объявляю своим делом», род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. (слайд№3)
Профориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.(слайд №4)
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.(слайд№5)
Задачи: (слайд№6)
1.Формировать у детей представление о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
2.Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
3. Формировать умение отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления и знания.
Конечно, дошкольный возраст наиболее благоприятный для педагогического воздействия. Дети любознательны, и при правильном подходе можно их активный интерес, который они проявляют к различным видам труда и творчества как раз превратить в личностный.
Пяти-семилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду, позитивных установок к различным видам труда и творчества, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В воспитательно-образовательном процессе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. С профессиями мы знакомим детей по следующему алгоритму:( Слайд№7)
Название профессии
Место работы
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества.
В результате чего, у ребенка формируется ассоциативное представление о различных видах труда взрослого.
Свою работу, по ранней профориентации дошкольников мы осуществляем через самостоятельную и совместную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Формы работы: (Слайд№8)
1.Дидактические игры
2.Сюжетно-ролевые игры(профессиональной направленности)
3.Беседы.
4.Чтение художественной литературы.
5.Экскурсии.
6.Фотовыставки.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. (слайд №9-10)
Так же одним из основных видов игры, является сюжетно-ролевая игра. Основная задача сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линию сюжета, берут на себя роли. Во время игры дети меняются ролями, что способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют.(слайд11-13) Педагогами создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая не только способствует ознакомлению детей с профессиями взрослых, но и мотивирует их к познавательной активности.
В течении года педагоги с детьми проводили беседы, читали детскую художественную литературу, на прогулке не только наблюдали с детьми за трудом дворника , но и оказывали посильную помощь.(слайд 14-15)
Проводили экскурсии не только по детскому саду: в прачечную, на кухню, но и экскурсии за пределы детского сада, где знакомились с профессиями: товаровед, почтальон, библиотекарь, доярка.(Слайд16-19)
В гости к детям приходила медсестра Фахретдинова Е.И., она рассказала детям о своей профессии, о ее важности для человека.(слайд №20)
Игра для родителей(педагогов) по профориентации.
Родители(педагоги) делятся на две команды, придумывают название, выбирают капитана команды.
1.« Отгадай профессию»Блиц-опрос
Я называю действие, вы говорите, человек какой профессии его выполняет.
1 команда
1.Поезд водит … (машинист). 2.Пашет поле … (тракторист). 3.Самолетом правит (летчик). 4.Клеит книжки (переплетчик). 5.В школе учит нас (учитель). 6.Строит здания … (строитель). 7.Песни нам поет … (певец). 8.Торговлей занят (продавец). 9.От болезней лечит … (врач). |
|
2 команда
1.Сапоги сошьет … (сапожник).
2.Исправит кран … (водопроводчик).
3.Часы чинит … (часовщик).
4.Грузит краном … (крановщик).
5.Рыбу ловит нам … (рыбак).
6.Служит на море … (моряк).
7.Хлеб убирает … (комбайнер).
8.В шахте трудится …(шахтер).
9.В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто все знает — молодец!
2. «Самая, самая»
1.Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)
2.Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
1. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)
2. Самая волосатая (парикмахер.)
1. Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)
2. Самая смешная (клоун, пародист.)
1. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)
2. Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).
3. «Продолжи пословицу»
1Без труда… | не вытащишь и рыбку из пруда |
2На работу с радостью, | а с работы с гордостью. |
1От труда здоровеют, | а от лени болеют. |
2Терпенье и труд… | всё перетрут |
1Дело мастера… | боится |
2У ленивца обе руки… | левые |
1К большому терпенью.. | придёт и уменье |
2Кто ловок в труде – | кует счастье себе. |
1«Какой мастер - … | такова и работа |
2«Тяжко тому жить- … | кто от работы бежит |
1Тот человек в почете, | чьи руки в работе. |
2«Без дела жить - | только небо коптить |
1«Работай до поту | так и поешь в охоту |
2«Землю красит солнце | а человека труд |
4. «Говорящие фамилии». Переставь местами буквы в словах и получи название профессии.( кто из команд первой выполнит задание , та получает балл)
ДОСАДОВ-……………………………………садовод
ВЕРТЕРИНА-………………………………..ветеринар
ТОЛЬДИЕВ-…………………………………водитель
ПЕЧКИН-………………………………………печник
РЕЖЕНИН-…………………………………….инженер
КАТАДОВ-…………………………………..адвокат
КОЛОГИН-…………………………………кинолог
ДРОПЦЕВА………………………………..продавец
5. « Вопросы на засыпку».Задание: За каждый правильный ответ дается один бал. Если команда затрудняется или отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.
1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
2. Кто погружается в работу с головой? (водолаз)
3. Как по-другому можно назвать «профессора кислых щей»? (повар)
4. Кто выносит сор из избы? (уборщица)
5. Кто коню в зубы смотрит? (ветеринар)
6. Самый сладкий мастер (кондитер)
7. Самый «сердечный» врач (кардиолог)
8. Врач «переломного» периода (травматолог)
9. Реаниматор машины (автомеханик)
10. Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер)
11. Повар дальнего плавания (кок)
12. «Сумчатый» профессионал (почтальон)
13. Гид книжной страны (библиотекарь)
14. В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)
6. «Азбука профессий»
Назвать как можно больше профессий на буквы «Ш», «С», «Л», «Т».
1.Ш -(шахтёр, шахматист, штукатур, шлифовщик, швея)
2.С-(секретарь, сборщик, садовник, связист, сапер, сантехник, сатирик, сварщик, священник, следователь, скульптор, слесарь, сторож, судья)
1.Л-(лаборант, лётчик, лифтер, логопед, лор, лингвист, лесоруб)
2.Т-(таксист, тамада, телефонист, терапевт, ткач, технолог, токарь, тракторист, тренер.)
7. Загадки-обманки :
1.Стены выкрасила ярко
В нашей комнате …(маляр)
2.Арий ,опер сочинитель
Называется…(композитор)
1.Булки нам и калачи
Каждый день пекут..(Пекари)
2.Кто пасет коров, овец?
Ну конечно…(пастух)
1.Под куполом цирка в опасной полет
Отправится смелый и сильный …(воздушный гимнаст)
2.Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправился утром наш…(Лесник)
1.Ходят по клеточкам конь и ладья
Ход свой победный готовит…(Шахматист)
2.Лекарства вам в аптеке
Продаст..(фармацевт)
8. Игра «Назови героя сказки и его профессию».
Условие: назвать героя сказки и его профессию
1.Кем был Печкин-персонаж произведения «Трое из Простоквашино»(почтальон)
2Какую профессию освоили животные из Бремена, в сказке братьев Гримм.(музыканты)
1.Профессия Врунгеля (капитан)
2Профессия героя К. Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки(ветеренар)
1Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»(портные)
2Назовите профессию Джузеппе из сказки А. Толстого "Золотой ключик".(столяр)
1Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики?(строитель)
2Профессия Ганса из сказки братьев Гримм, который одним ударом убил семь мух(портной)
1Кем по профессии был друг Чиполлино Мастер Виноградинка( сапожник)
2Какой профессии был друг Элли, получивший сердце из сказки «Волшебник Изумрудного города».(дровосек)
1Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова(милиционер)
2.Профессия Мэри Поппинс(няня)
1.Профессия Винтика и Шпунтика из сказки «Незнайка на Луне»(механики)
2.Профессия Пилюлькина из сказки «Незнайка на Луне»(доктор)
9.Игра «Назови профессию»( Задание для капитанов)
1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?(Телерепортер)
2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (Орнитолог)
1. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты?(Фармацевт)
2. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. (нотариус)
10.Игра «Головоломка» (кто быстрее из команд выполнит задание)
Коллегам предложено разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
РВАЧ = Врач (медработник)
ТЁРКА = Актер (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = Клоун (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = Маляр («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = Санитар (младший медработник)
ВОДОСТОК = Скотовод (животноводческая профессия)
11. Игра «Составь слова».
Условие: Из слова «Профориентация»,нужно составить как можно больше других слов. Выигрывает та команда, которая составила больше слов
Жюри подводит итоги.
Вывод: Главное, что мы как педагоги, должны сделать при знакомстве детей с профессиями,- это чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Закончить свой мастер-класс я хочу словами Константин Дмитриевич Ушинский основоположника научной педагогики в России:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ «Притча как самотерапия для педагогов в работе педагога-психолога»
В мастер-классе представлны притчи для пегагогов....
Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....