Зеркальное письмо
консультация
Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zerkalnoe_pismo.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зеркальное письмо»
Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр.
«Зеркальное» письмо – одно из проявлений оптической дисграфии.
Оптическая дисграфия связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими».
Процесс овладения навыком письма сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики. В возрасте от пяти до семи лет формируются психические функции, отвечающие за чтение и письмо. До семилетнего возраста переживать не стоит, но необходимо подготавливать руку к письму и формировать навыки ориентации в тетради.
Причины «зеркального» письма:
- буква отсутствует в представлении как определенный графический образ;
- ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков;
- нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой;
- нарушение пространственной ориентировки – испытывают трудности в определении правых и левых частей предметов, объектов, плохо ориентируются на листе бумаги.
Особенно часто зеркальное письмо встречается у левшей и при раннем обучении письму.
Если «зеркальное» письмо остаётся у ребёнка старше семилетнего возраста, это нарушение письма – оптическая дисграфия, которая характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова. Причины, приводящие к оптической дисграфии могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.
Ошибки на уровне записи буквы являются из-за неусвоения пространственного расположения отдельных элементов буквы. У детей с нарушением речи причиной зеркального письма служит недостаточно развитый фонематический слух.
Чтобы предупредить оптическую дисграфию, необходимо проводить коррекционную помощь до начала школьного обучения в дошкольном возрасте.
Упражнения, направленные на преодоление «зеркального» письма:
Тренировка зрительно-пространственного представления «Право и лево»
Ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве. Ребёнок должен чувствовать и понимать, где у него левая и правая рука, правильно называть, что с какой стороны от него находится. Для облегчения запоминания, можно повязать на правую руку ребёнку красную ниточку.
Рекомендуются следующие упражнения:
- поочередный показ левой, правой руки;
- брать предмет то правой, то левой рукой;
- после того как ребенок запомнит речевые обозначения правой и левой руки, можно приступать к уточнению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Усложнение:
- показать левой рукой правое ухо;
- показать правой рукой левую ногу и т.д.
Когда ребёнок усвоит право и лево, становится легче ориентироваться и можно усложнять задачу обучения. Спросите ребёнка, с какой стороны от него находятся предметы.
Игры и упражнения по формированию ориентировки в окружающем пространстве:
- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Покажи книгу слева от себя»;
- «Дополнение рисунка» предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика – солнце, слева от домика – забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора – цветы.
Далее задания усложняются; предлагается:
- положить карандаш справа от тетради;
- положить ручку слева от книги;
- сказать где находится ручка по отношению к книге – справа или слева и т. д.;
- взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги.
Помимо понятий «право» и «лево» необходимо изучить с ребенком значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов: внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, впереди, сзади.
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза:
- рисовать по клеткам узор до конца строчки;
- срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;
- срисовывание серии полукругов и линий;
- дорисовывание недостающих элементов, симметричных изображений – подойдут раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы.
- графические диктанты – помогут предотвратить неразвитость орфографической зоркости, развивают внимание, пространственное воображение, мелкую моторику, координацию движений, усидчивость.
Формирование буквенного гнозиса
- рассматривание образцов начертания смешиваемых букв;
- сравнение букв, объяснение их различий;
- использование мнемонического приёма, облегчающего запоминание смешиваемых букв, где буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, З – со змеёй, Ж – с жуком, например, упражнение «На что похожа буква?»
- буквографика (с закрытыми глазами рисование букв рукой, ногой, носиком в воздухе или пальчиком на столе, в ёмкости на манной крупе, на песке, на снегу);
- конструирование букв из элементов, палочек для счёта, спичек, ниточек, бусинок или другого подручного материала, обратить внимание на то в какую сторону направлена буква, где расположены элементы, в каком количестве;
- нахождение определённых букв среди других;
- назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями;
- выделить буквы, наложенные друг на друга;
- определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы:
- дописать букву;
- ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный мешочек»). Необходимо достать букву из мешочка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание;
- обводим прописные буквы – необходимы буквы большого размера, чтобы ребёнок мог провести пальцем по букве, обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками. В качестве усложнения возьмите ксерокопию определённых букв (тех которые он пишет зеркально) и попросите ребенка обвести, закрасить. Затем, попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно;
- определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами). Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».
- предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.
- реконструирование букв, например: из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку. Уменьшая количество элементов (сделать из буквы Ж букву К).
Овладение письменной речью – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного.
Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии, поэтому для предупреждения и профилактики дисграфии у детей необходимо использовать вышеуказанные специальные упражнения для устранения специфических ошибок на письме.
Учитель-дефектолог: Шайтанова Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зеркальное письмо букв и цифр
Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребёнка 5-6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической (возрастной) нормой, они бывают неустойчивы и ...
Зеркальное письмо
Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребёнка 5-6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической (возрастной) нормой, они бывают неустойчивы и ...
коррекция "зеркального" письма
игры и упражнения для коррекции зеркального написания букв и цифр...
Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление».
Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление»....
Памятка для родителей “Профилактика и коррекция зеркального письма у детей подготовительной к школе группы”.
Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр....
Зеркальное письмо
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений;недостаточная с...
коррекция зеркального письма
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии....