Родительское собрание
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Малыш» г. Данилова Ярославской области
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:
«ДО ШКОЛЫ ОСТАЛСЯ ГОД»
Подготовила воспитатель группы «Ромашка»:
Дмитриева Ксения Вячеславовна
сентябрь, 2023 год
Цель: знакомство родителей, установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, в том числе по вопросу подготовки к школе.
Задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
2. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.
Повестка:
- Вступительное слово.
- Психологический тренинг.
- Возрастные особенности.
- Беседа на тему «Зачем нужна игра».
- Роль семьи в подготовке детей к школе.
- Тест «Я и мой ребенок».
- Разное.
1. Вступительное слово
Добрый вечер, уважаемые родители! В нашем дошкольном учреждении сложились добрые традиции и одна из них – проведение родительского собрания. В первых словах хотелось бы поздравить всех с новым учебным годом.
Дети наши стали на год взрослее и теперь мы являемся подготовительной группой. К нам в группу пришли новые дети и новые родители, мы всем очень рады и говорим: «Добро пожаловать в нашу шумную и дружную семью!»
Психологический тренинг «Клубочек знакомства»
Все дети уже подружились между собой и с родителями мы нашли общий язык. Я уверена, что в нашей группе им будет интересно и комфортно.
Наш списочный состав - 21 ребенок. Адаптация прошла успешно, дети подружились. В нашей группе очень разные дети: добрые, отзывчивые, ласковые, есть и подвижные, шумные и каждый со своей изюминкой. Но самое главное, в группе царит дружелюбие.
Вот и наступил для некоторых детей - последний год перед поступлением в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человечком. Это зависит от того, как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года. «До школы еще целый год!»- часто слышим мы, а на самом деле «До школы всего один год», сколько еще нужно сделать, успеть, помочь, научить, чтобы ребенок в школе был успешен и у него не было больших преград.
Но, как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.
Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе.
Уважаемые родители, не все дети, пойдут в школу в следующем году, но мы думаем, что информация о том, на что обратить внимание при подготовке будущего первоклассника актуальна и для вас.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНАЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА?
Потому, что в школе с первого же дня ребенок встречается со многими трудностями.
Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности:
а) самостоятельно одеваться, умываться;
б) внимательно слушать и слышать;
в) правильно говорить и понимать то, что ему говорят;
г) спокойно сидеть и бы включенным в занятие в течение 45 минут;
д) быть внимательным;
е) быть готовым выполнять домашние задание.
Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание становиться все лучше и лучше, упорно и настойчиво трудиться.
Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать. Поэтому хвалите своих детей, за самые маленькие хорошие и добрые поступки, за помощь, которую они вам оказывают, за успешно выполненное задание. Придерживайтесь правила кнута и пряника в воспитании ребенка и подготовке его к школе.
Хорошо подготовить детей к обучению к школе — это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Но это не совсем так! Чтению и письму их будут обучать в школе учителя начальных классов, знающие методику преподавания данных дисциплин. Очень важно, чтобы у ребенка к началу обучения в школе:
- была сформирована мотивация к обучению в школе (интерес и желание учиться),
- физически он был готов (смог бы подстраиваться под режим дня в школе),
- мог достаточно легко заводить новые знакомства с детьми, общаться;
- адекватно реагировал на замечания и стремился бы к успеху в учебной деятельности;
- очень важна для будущего первоклассника развитая память, внимание, речь, мышление, воображение.
2. Возрастные особенности
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Развитие психических процессов. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков (величина, форма предметов, положение в пространстве)
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
Внимание.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.
Речь. Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь.
В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Отношения со сверстниками
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.
Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения другого человека.
В процессе усвоения активного отношения к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Эмоции. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению и поведению своих родителей.
3. Беседа на тему «Зачем нужна игра» Зачем???? Я бы убрала
Сейчас мы с вами немного побеседуем на тему «Зачем же нужна игра».
Дошкольный возраст — замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что- то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка — в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо — это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе — это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или же клиентом в парикмахерской.
Игра для ребенка — это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение — психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, — пишет Б.В. Никитин. — Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
• занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
• во время игры дать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
• варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
• обязательно поощрять победителя игры.
Психологический тренинг. «Мои ожидания и мои страхи»
4. «Роль семьи в подготовке детей к школе»
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая.
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения. Но не забывайте и про выходные дни – ребенок имеет право на отдых. Вы же не хотите работать без выходных.
Нагрузка в первый год обучения должна быть посильной для ребенка – можно отбить желание учиться. Занятия дома- небольшими порциями, чередовать письменные задания с устными, ….
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому необходимо воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй.
5. Тест для родителей
А сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в тесте «Я и мой ребенок». Для этого вам нужно будет ответить на 9 вопросов…
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Могу и всегда так поступаю - А
Могу, не всегда так поступаю - Б
Не могу - В
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?
5. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
6. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?
7. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как
8. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
9. Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
ИТОГО:
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» оценивается в 2 очка.
Ответ «В» оценивается в 1 очко.
Результаты теста
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.
Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания
6. Разное
Образовательная деятельность с детьми проводиться согласно утвержденного на год расписания. С детьми, помимо воспитателя, работают специалисты: учитель-логопед, инструктор по физкультуре, педагог-психолог.
Требования: на физкультурные занятия: всем белая футболка, черные шорты, носки или чешки. Хранится форма в пакетике в шкафчике. Обязательным условием на праздничные утренники форма одежды: для мальчиков – белая рубашка, брюки, ботиночки, для девочек – нарядное платье, банты, туфли.
Приём детей в садик осуществляется до 8.30. После дети не принимаются. Опаздывания мешают педагогическому процессу, отвлекают детей и воспитателей от режимных моментов и зарядки.
Если по какой-то причине опаздываете, предупредите воспитателя,
Квитанции за детский сад оплачивайте вовремя до 15 числа каждого месяца.
Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы. Участвовать в конкурсах, мероприятиях, посвящённых праздникам.
Проговорить про кружки, которые у вас запланированы в расписании и куда будут ходить дети и в какие дни помимо детского сада. Сказать о том, что когда кружки, забирать после 4 часов (с 15.30 до 16.00 кружки)
- .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...