Наталья Геннадьевна Ерина , воспитатель детского сада № 14, г. Маркса выступила с докладом.
презентация к уроку (младшая группа)

Ерина Наталья Геннадьевна

26 октября  г. Маркса Саратовской области, прошёл РМО педагогов раннего возраста ДОУ. Наталья Геннадьевна Ерина , воспитатель детского сада № 14, выступила с докладом на тему " Из опыта работы. Система взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду", в сопровождении показа презентации.

Во время презентации был показан видеоролик, где родители знакомятся с жизнью детей в детском саду.

Также педагоги просмотрели, красочный альбом, который знакомит, родителей и детей с детским садом...

Всё было на высшем уровне!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы: «Система взаимодействия с родителями в период

адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поготовила выступление воспитатель детского сада МДОУ 14 г. Маркса Саратовская область, Ерина Наталья Геннадьевна.

Поступление ребёнка в детский сад – важное событие в жизни любой

семьи. Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это,

прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,

незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство

из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но

плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, перед

входом в группу начинают капризничать и плакать.

Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет

понять воспитатель его нужды, интересы, наклонности, своевременно снять

эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных

процессов с семьёй.

Родители, отдавая своего ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за

его судьбу. Необходимо сделать этот важный момент в жизни малыша и его

родителей менее напряжённым и болезненным, чтобы малыш с радостью

стал посещать детский сад.

Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный

переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный

подход со стороны специалистов детского сада. Данную работу проводим,

как с детьми, так и с родителями в несколько этапов:

- подготовительный;

- психолого – педагогического сопровождения;

- анализа и выводов.

Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в

дошкольное учреждение. Родителям, которые планируют идти в детский сад,

мы предлагаем отправиться в путешествие в один день из жизни нашей

группы. С помощью видеоролика родители знакомятся с жизнью детей в

детском саду. Внимание на экран.

Осуществляется предварительное знакомство с дошкольниками и их

родителями. В процессе индивидуальной беседы проявляем

заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Интересуемся

здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания,

пользования туалетом. Важно выяснить у родителей, каким ласковым

именем называют ребенка дома, чем он любит заниматься, играть.

Необходимо поинтересоваться, какие особенности поведения ребенка радуют

родителей, а какие – огорчают. Лично приглашаем малыша в детский сад.

Для работы с детьми в подготовительном этапе нами был разработан

красочный альбом. В начале альбома родителей и детей встречает сказочный

герой, от лица которого идет знакомство и путешествие по страницам

альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с детским садом, который

ждет малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением

ожидают встречи; с детьми которые уже ходят с детский сад и с интересной

и разнообразной жизнью, которую они там проводят.

После посещения семьи ребенка, определяем детей и родителей,

которые в адаптационный период могут испытывать трудности. Особого

внимания потребуют:

🕐 дети, которые имеют неустойчивое поведение;

🕐 дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность);

🕐 дети, имеющие повышенную тревожность, депрессивность,

заниженную самооценку;

🕐 застенчивые дети.

Затем руководитель дошкольного учреждения проводит общее

групповое собрание.

Поступление ребенка в детский сад является значительным событием,

как для родителей, так и для сотрудников дошкольного образовательного

учреждения. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения

между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие.

Встречу с родителями необходимо наполнить особым содержанием,

направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и

повышение психолого – педагогической культуры родителей с целью

создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к

детскому саду. Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах

– письменной и устной. На собрании всегда присутствуют узкие –

специалисты: педагог - психолог, социальный педагог, медицинский

работник и воспитатели. Каждый из них дает определенные консультации

для родителей, пытаются оказать посильную помощь родителям в

воспитании малышей, повысить их педагогическую компетентность.

Социальный педагог консультирует родителей по вопросам оформления

ребенка в детский сад (какие необходимы документы и какими льготами они

смогут воспользоваться), педагог-психолог знакомит с характеристикой

возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста.

Им рассказывается о том, что такое адаптация, какие степени адаптации

выделяют, дают краткую характеристику степеней адаптации. Рассказывают

о факторах, влияющих на течение адаптационного периода. Проводится

обязательное анкетирование. Старшая мед.сестра знакомит с питанием детей

в ДОУ и режимом дня.

Просим родителей приносить с собой из дома любимую игрушку,

которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя

более спокойно. Дети, адаптация которых согласно прогнозу будет протекать

легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в детском саду на

целый день. Они легко осваиваются, остаются на тихий час, у них быстро

восстанавливается аппетит. Родителям, у чьих детей спрогнозирована

адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в

группе детского сада вместе с ребенком, это помогает ему чувствовать себя

более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее

малыша в дошкольном учреждении. Когда ребенок освоится, станет доверять

педагогам, мама может постепенно сокращать время пребывания в

непосредственной близости от малыша. Если первые дни она играла вместе с

ним, то через некоторое время она просто находиться в группе, в поле зрения

ребенка, но не рядом с ним – например, сидит в сторонке, наблюдает за ним,

беседует с воспитателем. И наконец, наступает день, когда она приводит

ребенка в группу и оставляет его там. Труднее всего мамам малышей с

тяжелой степенью адаптации. Дети отказываются от еды, плачут. Поэтому

период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток

времени нахождения в детском саду укорачивается. В таком случае

необходима помощь психолога.

Для родителей разрабатываются специальные папки - передвижки:

«Адаптация. Что это такое?», «Советы родителям, помогающие сделать

посещение детского сада более благотворным», «Подготовка ребенка к

детскому саду», «Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания»,

«Игры – забавы и потешки для малышей» - мамы имеют возможность

повторять все игры дома, расслабить ребенка или закреплять то, чему

научились дети в дошкольном учреждении.

На этом этапе важно распознать особенности адаптационного периода

каждого ребенка и факторы, от которых зависит его течение.

Этап психолого – педагогического сопровождения реализуется после

поступления ребенка в дошкольное учреждение. В течение этого времени

проводится поэтапный прием детей в группу. Адаптация проходит успешнее

при условии постепенного увеличения времени пребывания дошкольников.

Педагоги осуществляют психолого – педагогическое сопровождение вновь

поступивших детей и наблюдение за их поведением. Обязательными на этом

этапе являются индивидуальная диагностика уровня нервно – психического

развития детей и организация релаксационных минуток и игр, помогающих

облегчить адаптацию. Для родителей постоянно проводятся консультации по

возникающим у них вопросам и разрабатывают индивидуальный режим для

каждого ребенка. По окончании этого этапа оформляем листки адаптации.

На этапе анализа и выводов обеспечивается обработка результатов:

анализа адаптационных листов, оценка уровня нервно – психического

развития воспитанников. С дошкольниками, у которых выявлена тяжелая

степень адаптации, проводиться индивидуальная работа. Активное внимание

родителей к жизни группы помогает дошкольникам быстрее справиться с

проблемами, возникающими на начальном этапе привыкания к детскому

саду.

Подготовка к поступлению в сад имеет большое значение. Но самым

главным остаются компетентность, добросовестность и доброе отношение к

детям работников дошкольного учреждения.

Адаптационный период длиться у всех детей по-разному. Но

привыкание к дошкольному учреждению – это также тест для родителей,

показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему

в преодолении трудности. Несложные действия родителей способны

уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к

новым жизненным условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Портфолио воспитателя детского сада Мацебера Натальи Викторовны

Мое портфолио.В  портфолио отражены результаты моей работы, основные достижения и личные победы....

Доклад Воспитателя детского сада №13 ЛГО Кудряшовой Елены Леонидовны на тему: Мастер–класс для педагогов по изобразительной деятельности.

Мастер–класс для педагогов по изобразительной деятельности.Перед современным педагогом поставлена важная задача: сформировать всесторонне развитую личность, научить фантазировать, конструировать...