Консультация для родителей.Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.»
консультация
Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_2023g.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167
Консультация для родителей
Тема:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.»
Подготовила:
Музыкальный руководитель:
Веретина Е.В.
Воронеж 2023г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Слово «фольклор», пришло к нам в XIX веке из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания. Она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Фольклор является уникальным средством развития и социализации детей. Творческая природа фольклора велика: для каждого, в том числе и ребенка с ОВЗ, она дает творческий стимул к его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применяются педагогами МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167». Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт, общение с ребенком. Мы считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Актуальность фольклорного материала в современной педагогике обусловлена следующими преимуществами:
1. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
2. Фольклор содержит множество степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
3. Детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Русский фольклор обладает громадным потенциалом в социально-эмоциональном развитии детей. Он делает жизнь детей интересной и содержательной, наполняет её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Используя детский фольклор музыкальные руководители решают комплекс задач:
- Освоение разговорной речи;
- Расширение словарного запаса;
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Формирование связной речи;
- Расширение представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
- Воспитание любви к народному искусству и народным традициям;
- Формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- Установление двустороннего контакта с ребенком с ОВЗ;
Занятия в музыкальном зале и в студии «Посиделки» доставляют детям радость и обогащают новыми эмоциональными впечатлениями.
Фольклор – это многожанровая культура.
На занятиях в группах раннего возраста, кратковременного пребывания, лекотеки мы используем пестовый песенный материал.
Потешки - это короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.
Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.
Пестушки. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Прибаутки (от слова баять, то есть рассказывать)— это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек. Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.
В развлечениях, которые планируем по народному земледельческому календарю активно используем бытовой и игровой-хороводный фольклор.
Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово.
Дразнилки. Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего – иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.
Загадки - жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.
Считалки - вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре.
Игры-хороводы. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, хороводы. Подвижные игры, хороводы просто необходимы детям с ОВЗ. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета.
Потешные жанры фольклора и народные сказки педагоги детского сада используют в театрализованной деятельности, с ними особенно ярко проходит театральная «Емелина» неделя.
Сказки - повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека. Выделяют несколько разновидностей сказок: волшебная, бытовая,
о животных.
Скороговорки - зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах. Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение (одна из игр), и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от косноязычия.
Пословицы-представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Пословицами называют один из наиболее древних жанров народного творчества. Они возникли еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания.
Поговорки-называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. Поговорки называются также «присловьями» и «присказками». Поговорки
«золотой запас» русского языка, поскольку являются одним из ярких изобразительных приемов.
Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, в нем накоплен опыт воспитания детей многих поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, особенно когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают овладеть опытом человеческих взаимоотношений.
Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
Используемая литература:
- Бобров А.А. Русский месяцеслов на все времена. Памятные даты, праздники, обряды, именины.- М.: Vere, 2004.-528с.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой; ил. Е.М. Белоусовой. - Правда.-496с. ил.
- Праздники христианской Руси. Э.О. Бодренко /Русский народный православный календарь.
- Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18- начало 20 века. - Л.: Искусство,1984.-191с.
- Чудесный короб. Составление, запись и обработка Г. Науменко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....
Консультация для родителей. Тема: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»
методический материал для родителей и педагоговконсультация для родителей "Роль народных игрушек в воспитании дошкольников"...
Консультация для родителей Тема: «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»
«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»Сенсорное развитие ребенка – развитие его воспитания и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, поло...
Консультация для родителей. Тема: Влияние сказок на всестороннее развитие ребенка.
Модели и схемы помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию. Вначале нужно обучиться составлению сказки по предметно-схематической модели. ...
Консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей».
Экспресс – консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей»....
Консультация для родителей. Тема:"Театрализованная деятельность как инструмент развития дошкольников".
Театр – коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребенка. Ребенок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр он познает...
Презентация "Использование русского народного фольклора в развитии и социализации дошкольников"
Искусство народа или фольклор глубоко, жизненно и прекрасно. Не забыть, не растоптать то, что накопилось веками. С незапамятных времен песни, сказки, загадки, народные праздничества бережно передавал...