"Сенсорные эталоны"
консультация (младшая группа)
Любого ребенка можно научить осознаному восприятию сенсорики. При этом важно, чтобы малыш запоминал и дифференцировал информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогут в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По-другому они называются сенсорными эталонами.
Таким термином называют образцы внешних признаков предметов. Их можно назвать своеробразной "шпаргалкой", в которую ребенок подглядывает, чтобы сравнить и сопоставить свои сенсорные ощущения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_etalony_-_svoystva_predmetov.docx | 72.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Сизова И.Е.
Сенсорные эталоны
Любого ребёнка можно научить осознанному восприятию сенсорики. При этом важно, чтобы малыш запоминал и дифференцировал информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогут в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По-другому они называются сенсорными эталонами.
Таким термином называют образцы внешних признаков предметов. Их можно назвать своеобразной «шпаргалкой», в которую ребёнок подглядывает, чтобы сравнить и сопоставить свои сенсорные ощущения.
Какие бывают сенсорные эталоны?
- Эталон цвета
Семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. - Эталон формы
Разнообразные геометрические фигуры. - Эталон величины
Любая метрическая система: от определения величины предмета на глаз до сравнения одной вещи с другой. - Эталон слуха
Звучание, которое измеряется в децибелах, слова родного языка (твёрдые и мягкие), музыкальные ноты и т. д. - Эталон вкуса
Четыре основных вкуса (кислое, сладкое, солёное, горькое) и их сочетания. - Эталон обоняния
Деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые и т.п..
Формирование таких эталонов лежит в основе сенсорного воспитания. Работа с ними проходит в три основных этапа:
- 0-2 года.
На этом этапе формируются предэталоны. Малыш воспринимает только отдельные свойства предметов, которые наиболее существенны (форма, звук). - 2-5 лет.
Дети знакомятся с общепринятыми эталонами и способами их использования. - От 5 лет и старше.
Ребёнок усваивает общепринятую систему эталонов (цвет, форма, звучание, величина и т.д.). В этот период свойства предмета приобретают основное значение независимо от конкретной вещи.
Сенсорные эталоны можно назвать самым важным инструментом, который дети могут использовать для систематизации и обобщения своего сенсорного опыта.
В каком возрасте начинать
Сенсорное развитие детей начинается с 2-3 месячного возраста. Как только ребёнок адаптируется к внешнему миру и начинает воспринимать окружающие предметы и явления, запускается процесс познания. Малыш с удовольствием и интересом разглядывает яркие игрушки, пытается рассмотреть предметы и людей. В столь раннем возрасте еще рано говорить о полноценном сенсорном воспитании. Скорее, в младенчестве происходит подготовительный этап для освоения движений. У ребёнка появляются нецеленаправленные движения руками. При контакте с предметами малыш пытается притянуть его или ощупать. В это же время ребёнок знакомится с объективными свойствами вещей: весом, звуками, расположением предмета в пространстве и т. д. Малыш невероятно любопытен и пытлив, ему интересно всё, и каждая мелкая деталь имеет значение.
Приблизительно к 6-8 месяцам ребёнок учится ползать. Как только он начинает перемещаться в пространстве, расширяется и зона его восприятия. Нет такого места в доме, куда бы малыш не заглянул. Этот период невероятно важен в жизни ребёнка, поэтому старайтесь не ограничивать малыша в его исследовательских порывах, а напротив, поддерживать стремление изучить всё вокруг (конечно, если это не электрическая розетка или острые и опасные предметы).
В первый год жизни малыша основной задачей родителей является создание для ребёнка разнообразия внешних впечатлений, которые будут развивать интерес к свойствам предметов. Основной вид воспитания в это время – сенсорное. Достаточное количество ощущений положительно сказывается на эмоциональном и даже физическом развитии, тогда как «сенсорный голод» ведёт к задержкам психики и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста
Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...
«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»
Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...
Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".
Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...
Сенсорный тренинг как игровая культурная практика по освоению сенсорных эталонов
Презентация опыта работы...
Мастер-класс для педагогов "Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий"
Мастер -класс...
Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...