Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорная юбка имеет для детей эффект новой игрушки – дети инстинктивно тянутся к взрослому, не обращая внимания на того, на ком она надета. Любопытство заставляет манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Когда не получается справиться самому, дети обращаются к взрослому. Сенсорная юбка служит не только пособием для сенсорно-моторного развития. Действуя с предметами, малыш приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, замок, липучку, достать предмет из определенного кармана, прикрепить его, снять, убрать на место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_yubka.docx | 973.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»
Подготовил: педагог – психолог Губер Т.В.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Одним из пособий для сенсорного развития дошкольников является сенсорная адаптационно-дидактическая юбка. Сенсорная юбка имеет для детей эффект новой игрушки – дети инстинктивно тянутся к взрослому, не обращая внимания на того, на ком она надета. Любопытство заставляет манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Когда не получается справиться самому, дети обращаются к взрослому. Сенсорная юбка служит не только пособием для сенсорно-моторного развития. Действуя с предметами, малыш приобретает навыки, необходимые для самообслуживания:
-умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, замок, липучку,
-достать предмет из определенного кармана, прикрепить его, снять, убрать на место.
Такую юбку может изготовить педагогов для сенсорного развития.
Для изготовления сенсорной юбки требуются:
- геометрические фигуры разные по цвету и размеру,
- мешочки с наполнителями (гречка, фасоль, манка, вата и т. п.)
- бусинки разных размеров и цветов,
- тактильные дощечки,
- различные фигурки и изображения (животные, растения и т. п. на липучках)
-катушки для наматывания ленты,
- перья;
-ароматичекие баночки;
На юбку нашиваются:
-карманы, пуговицы разных размеров и цветов,
-крышки от коробок с соками с основанием для закручивания,
- стебельки цветов.
При создании юбки придерживалась нескольких правил. Она должна быть:
- привлекательной для детей,
- многофункциональной,
- обучающей и развивающей,
- удобной для взрослого и ребенка,
- соответствовать гигиеническим требованиям.
Задачи, поставленные при создании сенсорной юбки:
1. Создание теплых доверительных отношений педагога и ребят.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Развитие творческих способностей, воображения, речи.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие психических процессов у детей (восприятия, памяти, внимания)
6. Развитие познавательной и исследовательской активности.
7. Развитие коммуникативных способностей.
Юбка проста в изготовлении, многофункциональна:
1. Яркая, нарядная всегда привлекает к себе малышей.
2. Все детали можно снять, поменять, добавить.
3. Одновременно несколько ребят могут играть на ней.
4. Если снять и разложить на полу, она превращается в развивающий коврик.
5. Сенсорная юбка полна сюрпризов и секретов.
Предлагаем игры, для сенсорного развития ребенка с использованием пособия «Сенсорная юбка».
ИГРЫ С СЕНСОРНОЙ ЮБКОЙ
«Разложи по цвету»
Приготовить маленькие цветные картинки. Это могут быть изображения овощей, фруктов, одежды, игрушек, животных, птиц, цветов и т. п. Предложить детям разложить картинки по цветам. В зеленый кармашек -
Зеленые предметы, в желтый кармашек – желтые, в красный – красные и т. д.
«Что в мешочках»
Наполненные мешочки с гречкой, манкой, фасолью, ватой предложить на ощупь детям найти одинаковые и парами разложить в карманы.
«Разноцветные цветочки»
Предложить детям прицепить цветочки чередуя по цвету.
Предложить детям прицепить цветочки одного цвета.
Предложить детям оцепить цветочки.
«Разложи фигуры»
Предложить детям разложить геометрические фигуры по заданному образцу в карманы.
«Наряди елочку»
На шнурочки нанизываются поочередно бусинки большие и маленькие
И прицепляются к елочке.
«Каждому домику свою крышу»
Предложить детям найти и прицепить к каждому карману треугольные крыши по цвету.
«Угадай на ощупь»
Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного конструктора (кубик, шарик, треугольник, «кирпичик»). Предложите детям на ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудите, что можно построить из этих фигурок, например гараж для машинки, домик для куклы.
Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли воска, кусочек веревочки, большие палочки, маленькие палочки, клеенка или фольга, бархат, вельвет или джинсовая ткань), разложите их по кармашкам. Предложите детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность (шершавая, гладкая, мягкая и т. д.). Выберите дощечку с самой приятной поверхностью.
Какой овощ, фрукт...
Наполните кармашки юбки муляжами овощей (фруктов), фигурками животных, маленькими игрушками и т. п. Предложите детям их обследовать, а затем угадать, кто или что спряталось в кармашке. После этого вместе с детьми сочините историю, где главным героем будет угаданный предмет.
«Дифференциация по размеру»
Ребенку предлагается разложить различные геометрические фигуры на большие и маленькие.
«Дифференциация по цвету»
Ребенку предлагается разложить осенние листья, разноцветные орешки, геометрические фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зеленый кармашек – зеленые предметы, в желтый – желтые, в красный – красные,
«Разноцветные прищепки»
Предложите ребенкутремя пальцами прицепить прищепки на ленту.
Прицепить правой рукой, а отцепить левой.
Прицепляя прищепки чередовать по цвету.
«Заплети косички»
Предлагаем малышу заплести косичку из лент.
«Звонарь»
Предложите ребенку позвонить в колокольчики и с сравнить по звучанию.
«Катушка»
На катушку ребенок может наматывать веревочку.
«Шнуровки» и « Молнии»
Предложите ребенку поиграть в различные виды шнуровок, и молний.
«Разложи фигуры»
Детям предлагается разложить набор фигур в карманы по заданному образцу.
«Ветер»
Малышу предлагается дунуть на перо, которое висит на веревочке.
«Ароматические баночки»
Изучаем запахи, угадываем, ищем одинаковые
Игры на развитие зрительной системы:
- «Какой мяч больше?» – различать величину предметов.
- «Бусинки» – чередование больших и маленьких бусинок + развитие мелкой моторики.
- «Круг, квадрат» – классификация по форме, чередование геометрических фигур.
- «Шарики и кубики» – чередование бусинок по форме.
- «Поручения». Например: маленькой собачке подари синий мячик. (Обучение различию цвета, размера, формы, узнаванию игрушек)
- «Разноцветные бусинки» – чередование по цвету.
- «Сортировка по цвету» – различные предметы сортируются по цвету.
Упражнение «Разноцветные прищепки»
Описание: понадобятся прищепки 4-ёх цветов: красные, жёлтые, зелёные и синие. Их цвет должен соответствовать цвету атласных лент.
Задачи: учить устанавливать сходство предметов по цвету, правильно называть цвет; формировать умение сравнивать; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: воспитатель приглашает детей поиграть с прищепками, сначала рассматривают их, называют цвет.
На начальном этапе взрослый учит ребенка нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Затем можно предложить прикрепить прищепки на разноцветные ленты, выбрав прищепки по цвету.
Упражнение «Сверни ленточку»
Описание: к юбке нашиты атласные ленты разной длины и ширины. На концах лент прикреплены футляры от фломастеров.
Задачи: формировать умение сравнивать ленточки по ширине, длине;
активизировать словарь детей: «длинная», «короткая», «короче», «длиннее», «широкая», «узкая», «шире», «уже»; закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Алгоритм проведения: ребенок рассматривает ленточки. Сначала взрослый обращает внимание на цвет, побуждает назвать цвет каждой ленточки; на ширину ленточек, предлагает сравнить путём наложения.
Затем предлагает детям научиться сворачивать ленты и показывает, как это надо сделать, даёт возможность ребёнку попробовать выполнить задание. При этом следит, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (футляры от фломастеров) двумя руками.
После этого взрослый приглашает ребенка поиграть с ленточками, создаёт игровую ситуацию «Кто быстрее свернёт ленточки».
Упражнение «Цветочная полянка»
Описание: к юбке пришиты пуговицы разного размера, дополнительно сшиты цветы из прочной ткани разного цвета и разного размера с петлёй в середине.
Задачи: формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, по их признакам: цвету, размеру;
развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: взрослый показывает ребенку на цветные кармашки, из них ребенок достает цветы разной величины, определяет размер цветов, называет их цвет. Можно попросить ребёнка, чтобы он называл сразу 2 признака цветка, например, это большой зелёный цветок или это маленький жёлтый цветок. Затем взрослый предлагает оформить полянку. Дети прикрепляют цветы путём пристёгивания. Можно предложить задание – прикрепить большие цветы к большим пуговицам, а маленькие - к маленьким.
Упражнение «Заплатки»
Описание: к юбке пришиты карманы, на каждом в середине пришит из белой ткани кусочек в виде геометрической фигуры. Фигуры для заплаток вырезаны из линолеума, обклеены цветной самоклеящейся бумагой в тон цвету кармана.
Задачи: формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: цвету, форме, правильно называть цвет, форму;
развивать зрительное восприятие; активизировать словарь детей «круглая», «треугольная», «квадратная»; воспитывать желание оказывать помощь.
Алгоритм проведения: родитель создаёт игровую ситуацию «Карманы у юбки разорвались», показывает ребенку карманы с дырочками и призывает к помощи. Ребенок соглашается помочь - сделать на карманы заплатки. Взрослый и ребенок рассматривают дырки: называют цвет карманов, в какой форме образованы дырки (треугольник, квадрат, круг, крест, сердечко, хрусталик). Затем взрослый раскладывает перед детьми фигуры и побуждает подобрать нужную заплатку. Задача ребенка – правильно подобрать фигуру в виде заплатки по цвету, наложить заплатку на дырку, назвать цвет, форму заплатки. Следить, чтобы ребенок правильно обозначал результат подбора: «синяя треугольная заплатка», «жёлтая круглая», «красная квадратная».
Упражнение «Разложи цветы в кармашки»
Описание: понадобятся цветы, сшитые из прочной ткани, и карманы (и те, и другие разного размера, 4-ёх цветов).
Задачи: закреплять знание четырёх цветов; формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: цвету, размеру;
развивать зрительное восприятие, координацию движений.
Алгоритм проведения: взрослый приглашает ребенка рассмотреть цветы, назвать их цвет и размер. Можно предложить разложить цветы по группам в соответствии с цветом или в соответствии с размером.
Затем побуждает детей разложить цветы в карманы либо по одному признаку - размеру, либо по двум признакам - размеру и цвету.
Задание «Разложи цветы по цвету и размеру» считается выполненным правильно, если цветы полностью спрятаны в карманах. Если цветок выглядывает, то задание выполнено неверно, и надо предложить детям найти новое решение.
Варианты сенсорной юбки могут быть различными. Например:
1. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.
3. Лобанова Г. И. Дидактическое пособие «Сенсорная юбка». Интернет портал «Педагогический сайт» https://pedsite.ru/publications/54/25844/
4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
6. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.
7. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"...
Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов через развивающие игры.
Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относится четыре процесса: восприятие, память, мышление, воображение....
Консультация для педагогов "Развитие математических представлений через игру"
В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия....
Консультация для педагогов "Развитие математических представлений через игру"
В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. ...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру"
Развитие речи через сюжетно-ролевую игру. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника.В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессио...
Технология осваивания сенсорных эталонов через игру как ведущего вида деятельности в раннем возрасте.
Игра для ребёнка – средство познания окружающего мира, через которое малыш учится действовать в социальном окружении, накапливает чувственный опыт. На протяжении нескольких лет, работая по педаг...