Консультация для педагогов и родителей "Девиантное поведение"
консультация (старшая группа)
Консультация по теме: "Девиантное поведение детей" (рекомендации для педагогов и родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie_0.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
г. Рубцовск Алтайского края
__________________________________________________________________________
658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89
тел.: 4-21-84; e-mail: ds41-zr@yandex.ru
Консультация по теме:
Девиантное поведение детей
Рекомендации для педагогов и родителей.
Автор-составитель:
Словохотова Л.Г.
Учитель-логопед
2019г.
Девиантное поведение –это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм.
Чаще это поведение — реакции детей на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом .Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружении.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
- Социально – педагогической запущенностью, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений.
- глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье.
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.
Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения
1. неполная семья
2. материальное положение семьи
3.стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей)
4. злоупотребление родителями алкоголя и наркотиков.
Формы девиантного поведения
- Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
Позволю зачитать себе несколько правил экстренного вмешательства, которые позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно»).
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
2. Акцентирование внимания на поступках(поведении), а не на личности.
Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи
Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
- Снижение напряжения ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали"
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";
- сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
5. Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или в семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
- Сохранение положительной репутации ребенка.
Самое страшное для ребенка – публичное осуждение и негативная оценка. Поэтому для сохранения положительной репутации целесообразно:
-публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь». «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа(рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать.);
- пауза, дающая ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Типы агрессии у детей и способы построения отношений.
- Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.
2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
4. Агрессивно-боязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.
Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.
6.Гиперактивный ребенок.
Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и "видика" — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного то, что независимо от ситуаций, в любых условиях –дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково : бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля. Гиперактивных бесполезно уговаривать, останавливать, наказывать, их надо сперва подлечить.
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами).Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Понятие "невнимательность" в данном случае складывается из следующих признаков:
-обычно ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий;
-ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;
-ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца, он просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их;
-ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;
-ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома, в д/с никогда не может найти свою шапку, варежки, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;
-ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы;
-ребенок постоянно все забывает.
Для того, чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как мимнимум 6 из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере 6 месяцев и выражены постоянно.
Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
-ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
-ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, хлдит по классу(группе) и т.п.
-двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели.
-ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
-ребенок всегда нацелен на движение.
-часто бывает болтливым.
Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
-ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
-рребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки;
-ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если присутствуют как минимум 6 из перечисленных признаков и сохраняются они не менее 6 месяцев.
По международной классификации выделяют три формы СДВГ :
- В первой форме гиперактивность сочетается с нарушением внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.
- Во второй форме – преобладает нарушение внимания.
- В третьей форме – преобладает гиперактивность.
Причины гиперактивности у детей.
- Наследственность
- Поражение гол.мозга во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.
- Опасности первых лет жизни(удары, ушибы головы и мозга, нарушения обмена веществ, сердечная недостаточность, тяжелая бронхиальная астма)
- Семейное воспитание и окружающая обстановка (ребенок постоянно в конфликтной ситуации или ребенок-центр вселенной)
- Питание (консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители – вызывают химический дисбаланс мозга)
- Дефицит питательных элементов (дети страдают от нехватки определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот)
- Окружающая среда (экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе)
Гиперактивность: как с этим борются специалисты?
Некоторые медики настаивают на применении лекарственной терапии, полагая, что прием препаратов будет способствовать улучшению обменных процессов в ткани мозга и ускорит созревание его высших функций.
Другая группа врачей признает ограниченную действенность лекарственной терапии, но справедливо указывает на то, что действие лекарств на синдром возможно только в условиях их непрерывного приема. Если прекращается прием лекарств, то все проявления синдрома тут же возвращаются.
7.Тревожный ребенок.
Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют
Портрет тревожного ребенка.
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии определения тревожности у ребенка .
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Как помочь тревожному ребенку.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Снятие мышечного напряжения.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Как играть с тревожными детьми.
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
- Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
- Необходимо избегать соревновательных моментов и игр…, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
- Застенчивые дети.
Застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема — не только медицинско-психологическая, но и социальная. От того, получит ли застенчивый малыш, подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.
Чем чревата застенчивость?
- Ограничение контактов с людьми – «Роскошь человеческого общения»
- Конформизм — человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство — чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.
-Худший исход — невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.
Симптомы застенчивости.
Застенчивость «читается» по внешним признакам:
-покраснение лица;
-потливость;
-дрожь;
-учащение сердцебиения;
-стесненное дыхание;
-согбенная поза;
- опущенные вниз глаза;
-тихий голос;
- скованность мышц и движений.
Что делать?
- Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях: «Как правильно хвалить ребенка», «Критикуем и хвалим по-новому»
- Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.
- Изменяйте не ребенка , а его поведение
- Понижайте тревожность всеми возможными способами + упр-я на расслабление – медитация, релаксация.
- Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
- Не позволяйте никому насмехаться над ребенком.
- Нервные дети.
Нервные дети — проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей. Нервность — широкое понятие.
К ней относят:
- чрезмерную возбудимость,
- раздражительность,
- плаксивость,
- впечатлительность,
- нарушения сна,
- а также невропатию и невроз;
- к ней относят и психосоматическое неблагополучие, т.е. заболевания внутренних органов, основная причина которых — тягостные переживания.
Один ребенок рождается нервным, другой становится таковым.
На прием к невропатологу и психиатру приводят и трудных детей, т.е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию (приспособление) в жизни. Между тем, если нервный — всегда трудный, то трудный — не всегда нервный, хотя нервность угрожает и ему.
Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много.
Наиболее частая причина того и другого — неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание.
В настоящее время к категории нервных или трудных правомерно отнести каждого третьего ребенка. Причин тому много. С одной стороны, время предъявляет чрезвычайно высокие требования уже к ребенку. С другой — множество детей рождаются слабыми.
Последнее обусловлено:
вынашиванием беременности, которая в прошлом заканчивалась выкидышем (из-за неполноценности плода или детородных органов женщины);
осложненным протеканием беременности из-за болезни женщины или в связи с вредными воздействиями (экологическими, инфекционными, токсическими, производственными, радиационными и др.) на беременную;
ростом числа осложненных родов (крупный плод, увеличение числа позднородящих, в том числе первого ребенка, а также родящих до достижения полной физической зрелости, сделавших аборт до первых родов и др.);
выживанием глубоко недоношенных.
Наличие же большого числа единственных детей, что объективно осложняет их воспитание, еще более усложняет проблему.
Рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми с поведением, отклоняющимся от общепринятой нормы.
Автор-составитель:
Словохотова Л.Г.
Учитель-логопед
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
Позволю себе рекомендовать несколько правил экстренного вмешательства, которые позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно»).
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
- Акцентирование внимания на поступках(поведении), а не на личности.
Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи
Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4.Снижение напряжения ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали"
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";
- сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
5. Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или в семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6.Сохранение положительной репутации ребенка.
Самое страшное для ребенка – публичное осуждение и негативная оценка. Поэтому для сохранения положительной репутации целесообразно:
-публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь». «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа(рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать.);
- пауза, дающая ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Как помочь тревожному ребенку.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Снятие мышечного напряжения.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Как играть с тревожными детьми.
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
- Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
- Необходимо избегать соревновательных моментов и игр…, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Чем чревата застенчивость?
- Ограничение контактов с людьми – «Роскошь человеческого общения»
- Конформизм — человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство — чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.
-Худший исход — невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.
Что делать?
- Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях: «Как правильно хвалить ребенка», «Критикуем и хвалим по-новому»
- Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.
- Изменяйте не ребенка , а его поведение
- Понижайте тревожность всеми возможными способами + упр-я на расслабление – медитация, релаксация.
- Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
- Не позволяйте никому насмехаться над ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. «Тревожность в поведении детей»
рекомендации педагогам и родителям как работать и заниматься с тревожным ребенком, как снять тревожность в поведении ребенка...
Консультация для педагогов: "Профилактика манипулятивного поведения у дошкольников"
В даном материале раскрыт термин "манипуляция", даны рекомендации по профилактике манипулятивного поведения дошкольников. Комлекс "отвлекающих" игр....
Консультация для педагогов "Формируем произвольность поведения по средством подвижных игр"
Подвижная игра в руках педагога становится ценным средством приобщения детей к физической культуре, выработки правильных двигательных умений и навыков, развития выносливости, быстроты действий, формир...
Консультация для педагогов Причины неконструктивного поведении дошкольников
Причины неконструктивного поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная з...
Консультация для педагогов "Особенности речевого поведения педагогов в общении с родителями"
Материал будет интересен педагогам ДОУ и не только......
2020 Консультация для педагогов "Профилактика агрессивного поведения у детей"
Консультация для педагогов на тему агрессии...
консультация для педагогов Воспитание безопасного поведения у старших дошкольников в быту и социуме
Консультация для педагогов Воспитание безопасного поведения у старших дошколников в быту социуме...
- Мне нравится (2)