Консультация для педагогов Причины неконструктивного поведении дошкольников
консультация
Причины неконструктивного поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_nekonstruktivnogo_povedenii_doshkolnikov.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 г. Вольска Саратовской области»
_________________________________
Консультация для педагогов
Причины неконструктивного поведении дошкольников
Подготовила
Педагог-психолог Алферова Ирина Сергеевна
Начиная со старшего дошкольного возраста и на всем протяжении младшего школьного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение, какое поведение он будет культивировать».
Причины неконструктивного поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью. При этом поведении наблюдаются колебания от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Взрослым кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Предупреждение нарушений в поведении детей довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (педагоги, родители) обращают внимание уже па первые проявления такого поведения. Необходимо, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.
Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной' и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения.
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного детского сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.
Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя недисциплинированно.
Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения старших дошкольников являются: импульсивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное, эгоистичное в сочетании с жадностью.
ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД
БОЛЬШАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цель: исследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе, актуализация профессиональной роли каждого члена коллектива, перспективное планирование работы детского сада, содействие сплочению и формированию команды.
Необходимые материалы
- Модель идеального детского сада (ИДС) - рисунок здания детского сада с пятью пустыми окнами (на ватмане). Около каждого окна проставлен номер. Под каждым окном оставлено место для письма (10-13 см).
- Темы «окон» идеального детского сада, написанные на доске или ватмане.
- Бланки с номером «окна» ИДС - листочек, поделенный на две части (плюсы и минусы), в верхнем правом углу - номер темы.
- Карточки для упражнения «Оркестр» - на каждой карточке написано название инструмента. Некоторых инструментов, например скрипок, труб, гитар, может быть несколько. Интересно вводить карточки с народными инструментами.
- Листочки, фломастеры и булавочки для упражнения «Объявление».
- Магнитофон. Инструментальные композиции
- Форма капитана Машины Времени (кепка, темные очки, перчатки).
Оформление игрового пространства
Помещение, где будет проходить игра, условно делится на две части. В одной части стулья стоят по кругу. В другой - несколько столов, вокруг которых расставлены стулья для работы в микрогруппах. На стенах помещения атрибуты Машины времени - большие часы, с возможностью перевода стрелок, шестеренки, пружины, цифры и др. (изготовленные из картона). Около доски или на центральной стене размещается модель ИДС, возле которой стоит стол. На нем располагаются клей - карандаш, маркеры и чистые листочки по размеру окон в модели. На доске или рядом с моделью ИДС прикрепляется список «окон» - тем.
Участники: педколлектив детского сада, включая администрацию, социального педагога.
Необходимое время: 1 час 30 минут
ХОД ИГРЫ
Ведущий приглашает членов педколлектива в зону, где стулья стоят по кругу, они занимают места
Ведущий. У нас есть возможность всем вместе на Машине времени попасть в ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД - детский сад нашей мечты. Машина времени устроена так, что для перемещения куда - либо мы должны точно задать параметры. Параметры в нашем случае являются профессиональные роли, которые вы играете или можете сыграть в коллективе. В нашем детском саду есть: заведующая, логопеды, воспитатели (при назывании профессиональной роли участник кивает, приветствуя всех).
Разминка «Сигнал по кругу»
Ведущий. Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательны. Время - это движение! Займите места в кругу машины времени. Сейчас все участники должны положить свою правую руки на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. Капитан корабля (заведующая) дает сигнал отправления - хлопок по колену коллеги (2 раза), пока не вернется к капитану.
Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать свой Идеальный детский сад. Но сначала капитан Машины времени должен быть уверен, что мы - команда, что мы сплочены и понимаем друг друга, иначе ничего не получится.
Упражнение «Построимся по признакам»
Участники путешествия во времени должны по команде ведущего построиться:
- по стажу работы в детском саду (от большего к меньшему),
- по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему),
- по знакам Зодиака,
- по цвету волос без слов (от темных к самым светлым).
Затем, по сигналу, надо выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.
Ведущий: Мы - команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает и сострадает. Давайте постараемся разобраться, что заставляет его грустить, а что радоваться.
Упражнение «Мое сердце в детском саду грустит, когда...» «Мое сердце в детском саду поет, когда ...»
По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своем сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий о радости и т.д.
Упражнение «Видеоролик»
Ведущий. А теперь следующий параметр необходимый для путешествия на Машине времени. Для того чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться к Идеальному Детскому саду, надо вспомнить точку, откуда мы начинаем движение. Это детский сад, в котором мы работаем, наш детский сад.
Педколлектив делится на три подгруппы. Каждая группа должна придумать «видеоролик» (маленький фильм о типичной сцене из жизни школы).затем группы по очереди будут показывать его, а остальные должны узнать демонстрируемое событие.
Ведущий. Мы определили исходную точку путешествия. Жизнь в нашем детском саду бурлит, и теперь можно приступить к определенной той точки нашего путешествия, где и будет ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Вы видите перед собой модель Идеального детского сада (здание детского сада с пятью пустыми окошками). Его окна открыты для нас, но пока мы не знаем, к чему стремиться, куда хотим попасть. Разобраться в этом нам поможет следующее. На ватмане (доске) есть список «окон» - тем. Для начала проанализируйте их. Затем на имеющихся у вас бланках напишите: в правой части - что вас радует в нашем детском саду, в левой - что Огорчает. На каждое «окно» вы используете отдельный бланк с номером темы.
«Окна» - темы
- Психологическая атмосфера в коллективе.
- Возможность профессиональной самореализации и профессионального роста.
- Оказание профессиональной поддержки и методической помощи.
- Организация вашего труда, условия работы.
- Возможность для совместного проведения свободного времени. Традиции коллектива.
Группа разбивается на пять микрогрупп (по темам). Каждая микрогруппа получает листки всего педколлектива по теме в течении 15 минут анализирует ее. Результатом работы каждой группы должны стать выработанные условия, при которых изменится ситуация по обсуждаемому параметру. (Включается фоновая музыка).
Затем от каждой группы должен выступить эксперт, который выписывает выработанные группой условия, зачитывает их, а затем приклеит листик в соответствующее «окошко» модели Идеального детского сада. Каждое «окошко» обсуждается педколлективом.
Ведущий. Идеал, к которому мы стремимся определен. Кто же будет прилагать свои усилия к тому, чтобы Машина времени перенесла к нему? Давайте обратим внимание друг на друга.
Упражнение «Снежинка»
Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
- складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
- снова складывает вдвое, отрывает правый верхний угол;
- в третий раз проделывает то же самое;
- и в последний, четвертый раз складывает листок вдвое и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него
получилось.
Ведущий. Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?
Обсуждение
Мы все разные? Насколько хорошо мы знаем друг друга? Кто окажется в Идеальном детском саду?
Упражнение «Объявление»
Ведущий. Помогите друг другу прикрепить на спине листок бумаги
Сейчас каждый напишет каждому, что в нем ценит: профессиональные, личностные качества, то, что отличает этого человека и члена коллектива от других. (Играет музыка.)
После того как все листы заполнены, их снимают и перемешивают.
Ведущий зачитывает характеристику, задача участников - угадать свою.
Обсуждение.
Ведущий. У нас есть ресурс кадров, способных реализовать проект Идеального детского сада, есть знание того, что необходимо изменить. Сейчас мы разделимся на микрогруппы по профессиональным обязанностям: администрация, воспитатели, профсоюз, социальный педагоги. Каждой группе предстоит определить свою ответственность в Идеальном детском саду - что готовы сделать, какие обязанности берете на себя. Через 10-15 минут обсуждения в микрогруппах представитель от каждой группы должен будет в нашей модели Идеального детского сада под каждым окошком написать, что данные специалисту берут на себя.
Обсуждение.
Ведущий. Вот мы и достигли на своей Машине Времени этой желанной временной точки - ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД. Пришло время звучать торжественной музыке.
Упражнение «Оркестр»
Ведущий. Выходя их машины времени, вы получает карточку с названием музыкального инструмента. Ваша задача состоит в том, чтобы последовательно пройти несколько этапов.
Каждый презентует свой инструмент (используя голос и части тела), исполняя известный всем музыкальный фрагмент (например, «В лесу родилась елочка»)
Участники делятся на пары и играют музыкальный фрагмент в дуэте.
Участники делятся на две подгруппы и, каждая играет тот же музыкальный фрагмент в подгруппе.
Весь коллектив - это оркестр. Заведующая - дирижер. Она управляет оркестром, исполняется репетируемый ранее музыкальный фрагмент.
Обсуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.
Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников
Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На...
Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.
Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....
ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семь...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики....
Консультация для родителей "Игра как средство преодоления неконструктивного поведения дошкольников"
Нарушения поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают ...
Игры неконструктивного поведения дошкольников в доу
Игры неконструктивного поведения дошкольников...