Ориентировка детей в пространстве
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 78 Невского района Грачева Г.П. воспитатель
Ориентировка детей в пространстве
Одна из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве и мобильности.
Пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.). Умение ориентироваться в пространстве – важное условие формирования полноценной личности дошкольника, имеющего нарушение зрения, его социальной адаптации и интеграции в общество.
Термин «ориентировка» тесно связан с термином «мобильность». Изучая применение этого термина, многие авторы отмечают, что мобильность – это рациональное передвижение, которое определяется следующими факторами: двигательная способность, навыки применения двигательного контроля и знание структуры окружающей обстановки. Способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой – это и есть мобильность. Ориентировка и мобильность тесно взаимосвязаны между собой.
Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения. Огромное значение здесь имеют пространственные представления, которые, несмотря на некоторую специфику, имеющуюся у лиц с нарушениями зрения, в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаиморасположение.
Для нормально видящих детей ориентироваться в пространстве в обычных условиях не представляет труда. Зрение охватывает всю обстановку в целом, и ориентировка в ней протекает на уровне условных рефлексов, выработанных в процессе жизненного опыта, без видимого участия сознания, если, конечно, ситуация не представляет особой сложности.
Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального детского сада и одним из главных условий подготовки их к школе.
Значительное нарушение зрения тормозит развитие дошкольника. У ребенка с нарушением зрения необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по формированию навыков ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые ребенок со зрительными нарушениями приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.
Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с детьми, имеющими нарушения зрения, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке.
Научные исследования и практика реабилитационной работы среди школьников и дошкольников со зрительной паталогией, опыт работы некоторых детских садов для детей с нарушениями зрения помогли выявить важнейшие условия овладения навыками пространственной ориентировки. Этими условиями являются:
готовность сохранных сенсорных систем к отражению свойств и признаков предметного мира;
сформированность представлений о предметах, заполняющих знакомое замкнутое пространство (квартиру, детский сад);
умение ориентироваться на собственном теле и в микропространстве;
состояние общей моторики и сформированность правильной позы, походки;
- сформированность представлений об окружающем пространстве и преодоление страха пространства, формирование интереса к познавательной деятельности.
Изучение этих условий позволяет установить исходный уровень сенсорного и общего развития ребенка с нарушениями зрения, необходимого для обучения ориентировке, выявить индивидуальные особенности овладения пространством и причины возможного отставания, а также правильно спланировать всю работу по обучению ориентировке в пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-210678-1379337368.png)
Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".
Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...
Конспект занятия по развитию ориентировки в микро пространстве для детей старшего возраста с нарушением зрения.
Конспект занятия предназначен для детей с нарушением зрения. В данном занятии совершенствуются навыки ориентировки на листе бумаги, закрепляется ориентировка по направлениям, умение проводить ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-559996-1421055292.jpg)
Конспект занятия по пространственной ориентировке в двухмерном пространстве на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы с нарушениями зрения
Содержание многих навыков и видов деятельности в школе требует владения пространственной ориентировкой в двухмерном пространстве. Несформированность ее вызывает затруднения в овладении школьными навык...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1210947-1580034491.jpg)
Игры на ориентировку детей в пространстве (подготовительная группа)
Игры на ориентировку детей в пространстве (подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-938699-1597837127.jpg)
Конспект открытого занятия Развитие навыков ориентировки детей в пространстве в различных видах деятельности
Конспект открытого занятия Развитие навыков ориентировки детей в пространстве в различных видах деятельности...