Конспект занятия по развитию ориентировки в микро пространстве для детей старшего возраста с нарушением зрения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Герасимова Галина Анатольевна

 Конспект занятия предназначен для детей с нарушением зрения. В данном занятии совершенствуются навыки ориентировки на листе бумаги, закрепляется ориентировка по направлениям, умение проводить различные линии, умение работать с шаблоном. Дети учатся выполнять различные виды штриховки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_umelyy_karandash.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский сад № 662

Кронштадского района Санкт - Петербурга

Конспект занятия

по развитию ориентировки в микропространстве

« Умелый карандаш».

Для детей с нарушением зрения старшего возраста

                                                   

                                      Тифлопедагог                                    

                                             Герасимова Г. А.

24. 10.2015г

Вид занятия:  развитие ориентировки в микропространстве.

   

Тема занятия:  «Умелый карандаш»

    Коррекционные цели:   совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, называть части листа ( стороны, углы, центр), закреплять ориентировку по направлениям (верх, низ, право, лево), учить проводить прямые линии из центра листа к его углам и по его сторонам, учить аккуратно обводить шаблоны геометрических фигур, выполнять различные виды штриховки (сверху вниз, справа налево, наискосок). Развивать зрительную дифференцировку четырехугольников: квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции. Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, мелкую моторику, речь.

        Ход занятия:

Тифлопедагог:  

 Ребята, сегодня в гости к нам кто-то пришел. Кто это?

( достает и  показывает  большой карандаш из картона).

Дети:                     

Это Карандаш.

Тифлопедагог:          

Сейчас мы будем рисовать и

Аккуратно штриховать.

Пришел к нам в гости Карандаш,

Сегодня он помощник наш.

Тифлопедагог :        

Умелый Карандаш. Он все умеет делать: и рисовать и штриховать. И вас он сегодня научит очень многому. Карандаш принес вам листы бумаги, положите их перед

собой. Какой они формы?

Дети:                         

 Прямоугольной.

Тифлопедагог:        

 Расскажите Карандашу, какие части есть у листа.

Дети:        

У листа есть стороны: верхняя, нижняя, правая, левая (показывают). У листа есть углы: верхний правый, нижний правый, верхний левый, нижний левый. У листа есть середина или центр (все показывают).

Тифлопедагог:         

 Ребята! Карандаш предлагает вам украсить лист линиями и геометрическими фигурами. Но сначала нам надо размять наши пальчики:

 Чтоб красиво рисовать и  руке не уставать,

 Мы гимнастику начнем, в руки карандаш возьмем,

Каждый пальчик разомнем.

Дети берут в руки карандаши и выполняют разминку для  пальцев (здороваются каждым пальцем с обеими сторонами карандаша).

Тифлопедагог:     

Ну, теперь можно украшать лист. Для этого Карандаш предлагает выполнить следующие задания:

Возьмите красный карандаш и проведите им по пунктирной линии на верхней стороне листа - превратите пунктирную линию в прямую.

                                 (дети проводят)

Синим карандашом проведите по пунктирной линии в правой стороне  листа

 (дети проводят), а педагог при этом говорит:

           

 Чтоб рука не уставала -  четко,  ровно рисовала,

Нужно точно, не спеша следить за линией карандаша.

Проявляйте здесь терпенье и появится уменье.

Тифлопедагог:        

Зеленым карандашом проведите по пунктирной линии на         нижней стороне листа. Коричневым карандашом проведите по левой стороне листа

 (дети выполняют задания)

Тифлопедагог:      

Вы старались, рисовали. Свои глазки напрягали.  

И гимнастику для глаз мы проделаем сейчас.

Возьмите в правую руку листочки, а левой сделайте скамеечку для головы

 (под диктовку педагога дети выполняют движения глазами).

 Завертелись, закружились пестрые листочки.

 Вверх поднялись и упали на лесные кочки.

 Полетели вправо, влево, в вальсе закружились.

Вверх поднялись, полетали, плавно опустились

Тифлопедагог:          

 Молодцы! А сейчас Карандаш предлагает вам поиграть в игру:         «Идем в гости». Возьмите кружок и обведите его в центре листа простым карандашом. Это будет ваш домик. Из него вы         будете ходить в гости к уголкам и здороваться с ними.

Возьмите красный карандаш и проведите прямую линию от круга до  верхнего левого угла и поздоровайтесь с ним.

Дети:                               

Здравствуй, верхний левый угол .

(Проводят прямую линию от круга до верхнего левого угл).

Тифлопедагог:          

 А теперь поздоровайтесь с нижним правым углом и проведите от круга до угла прямую линию

(дети выполняют задание со всеми углами).

Тифлопедагог:           

А теперь давайте немного отдохнем и покажем Карандашу, как мы знаем правую и левую стороны. (Дети делают зарядку на середине группы, а тифлопедагог

произносит слова):

Мы в строю шагаем дружно,

Все науки познаем.

И налево и направо

И, конечно же, кругом.

Это правая рука, это левая нога.

Ох, наука нелегка.

Это правая нога. Это левая рука.

Ох, наука нелегка!

Тифлопедагог:           

  Молодцы. Ребята! Карандашу очень понравилось на вас смотреть. Давайте продолжать наше занятие. Карандаш предлагает вам написать зрительный диктант.

Чтоб нам глазки помогали,

Точно все запоминали,

Нужно их тренировать-

Зрительный диктант писать.

Тифлопедагог:             

Возьмите с тарелочки геометрические фигуры и разложите их перед собой в ряд.  Назовите их.

Дети:                             

 Квадрат,  прямоугольник, ромб, трапеция.

Тифлопедагог:              

Как можно назвать эти фигуры одним словом?

Дети:                             

 Это четырехугольники.

Тифлопедагог:                

А теперь посмотрите на доску на лист бумаги и найдите на нем такие же геометрические фигуры. Запомните, где какая фигура расположена.Сейчас я закрою лист, а вы выложите у себя на листах эти        фигуры точно так же, как на доске.

Раз, два, три! Запомни и повтори!

Дети выкладывают геометрические фигуры на своих листах.

Тифлопедагог:                   

Давайте проверим (открывает на доске лист).

Дети проверяют и исправляют ошибки.

Тифлопедагог:                     

Снимите очки и зажмурьте глаза крепко, крепко. Поморгайте часто-часто.

Тифлопедагог  спрашивает у детей, где находится та или другая фигура. Дети отвечают.

Тифлопедагог:                    

 Обращается к Карандашу: «Вот видишь, Карандаш, все дети справились с этим заданием. А сейчас Карандаш предлагает обвести эти фигуры простым карандашом и заштриховать их разными         видами штриховки. (Дети обводят фигуры).

Тифлопедагог:                     

 Заштрихуйте фигуру в правом верхнем углу штриховкой         сверху вниз (показывает образец штриховки). Дети выполняют.

Тифлопедагог:                 

 Заштрихуйте фигуру в нижнем левом углу  штриховкой слева направо.

Показывает образец штриховки. Дети выполняют, а педагог говорит при этом слова: 

Чтоб рука не уставала, четко, ровно штриховала,

Нужно точно, не спеша идти по линии карандаша.

Проявляйте здесь терпенье, и появится уменье.

Тифлопедагог:               

Обращается к Карандашу: «Ну, вот, Карандаш! Ты нам сегодня помог украсить лист бумаги  геометрическими фигурами и линиями. Спасибо тебе. Приходи к нам еще на занятие. Ребята! Какие задания вам понравились больше        всего?

 Дети говорят.

Тифлопедагог:               

На этом наше занятие закончено, спасибо всем за работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"

Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет  с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

НОД по «Ориентировки в пространстве» для детей старшей группы с нарушением зрения. Тема «Обитатели зимнего леса»

В НОД использовались игровые наборы В.В.Воскобовича: панно "Фиолетовый лес", макеты деревьев, контуры лесных животных, игровизоры для индивидуального задания. Цель занятия_ совершенствование...

Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Из опыта работы воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Почта» для детей старшего возраста

Цель: Обобщение знаний детей о работе почты и её сотрудников через составление предложений по опорным картинкам.Задачи:Закреплять умение описывать профессию человека с помощью мнемотаблицы.Закреплять ...