Логопедический проект "Мы и сказки"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ruka_ob_ruku.pptx | 636.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями через выстраивание стратегии активного сотрудничества и взаимопомощи учителя логопеда, родителей и детей, согласно новым требованиям ФГОС.
Практическая значимость проекта заключается в том, что: -предложена система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс; -разработан план работы с родителями; -разработаны методические пособия для домашнего использования родителями – копилка “Домашний логопед”; - разработан диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития. Все материалы могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Актуальность проекта Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт. Одной из задач Стандарта (п.1.6) является «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Охраны и укрепления здоровья детей» Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Одной из задач Стандарта (п.1.6) является «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Охраны и укрепления здоровья детей» Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Вот почему очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, т.к они являются авторитетом для ребенка и ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Цель проекта : -психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МБДОУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, в овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества родителей с детьми в семье. -повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, путем создания эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия, и как следствие- оптимизация коррекционно-образовательного процесса.
Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу общности интересов и взаимоподдержки ; определить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития; повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, обучая родителей конкретным приемам логопедической работы; заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда» ; создание в уголке родителей рубрики «Вы спрашиваете, мы отвечаем». создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед».
Принципы реализации проекта добровольности; значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы); вариативности форм и методов; научности; непрерывности и целостности; комплексности; принцип содействия и сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»; единство содержания форм и методов работы ; личностно-ориентированный подход в процессе воспитания и обучения; принцип системности и последовательности; постоянства обратной связи; открытости; конфиденциальности.
О проекте: Тип проекта (по основным сферам деятельности ) - социальный. Вид проекта: практико-ориентированный, открытый. Субъекты проекта: учитель – логопед , воспитатели, дети старшей группы, их родители. Продолжительность: долгосрочный. Сроки реализации: сентябрь 2014 г. – май 2015 г.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели 1 этап – подготовительный (информационно-аналитический). Задачи: -установить контакт с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания ; - выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка; -разработать методические материалы для реализации проекта; -начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки “Домашний логопед”; - выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития.
2 этап – основной (практический). Задачи : - разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; -разработать конспекты мероприятий и их проведение; - пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»; -вовлечь родителей в активное взаимодействие через рубрику «Вы спрашиваете, мы отвечаем».
Средства и методы проекта: - проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, “круглых столов”, “родительских гостиных”, проведение конкурсов (чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи -проведение индивидуальных консультаций (по необходимости); -сбор и изучение информации (поиск информации в интернете и других источниках). -информационно-практические занятия «Школа родителей"; -фотовыставки «Один день из нашей жизни», «Познаем мир и учимся правильно говорить», «Как мы отмечаем семейные праздники» (воспитатель, родители) - создание информационно - методической папки «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по востребованным темам); - презентация копилки для родителей “Домашний логопед” (ежемесячно, практический материал); -подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический). Задачи: - проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей; -проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе осуществления проекта «Рука об руку»; -транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района.
Ожидаемые результаты: Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создана атмосфера общности интересов и взаимоподдержки ; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в “Дневнике успеха”. Родители самостоятельно используют материалы из копилки “Домашний логопед”. Повышен уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка. Создана логопедическая копилка для родителей «Домашний логопед». В родительском уголке создана рубрика «Вы задаете, мы отвечаем» Оптимизирован коррекционно - образовательный процесс.
Эффективность данных результатов Для детей: положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку. Для родителей: Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создана атмосфера общности интересов и взаимоподдержки ; положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время Для педагогов положительный психологический климат между логопедом , воспитателями, родителями заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи. Для ДОУ благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ
Дальнейшая перспектива. Продолжать совершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями: расширить сбор методических материалов (информационный банк) для копилки “Домашний логопед”; апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка (метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок», выпуск семейных стенгазет, семейные презентации, маршруты выходного дня или экскурсии и др ; проведение совместных праздников, досугов, развлечений; создание личного логопедического сайта, где была бы размещена вся интересующая для родителей информация по вопросам воспитания и речевого развития, а также поддерживалось постоянство обратной связи.
Список литературы: 1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5. 2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк . образоват . учреждений и родителей / [ Т.Н.Доронова , Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005. 3. Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. / Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005. 4. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М., 2005. 5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. / Учебное пособие, Барнаул, 2003. 6. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000, N2, с.44-49. 7. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание N1, 2004. 8. Дошкольные учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова , Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина , С.И.Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 9. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет / Т.Н.Доронова , Л.Г.Голубева , Н.А.Гордова и др. – М.: Просвещение, 2003. 10. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2006. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. 11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащими словами): Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983 .
12. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2002. 13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва 14."Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 15. Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями // Дефектология. – 1985, N5. 16. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1976. 17. Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми. 18. Синяк В.А. Логопедия. М.: Просвещение, 1969, с.4-9. 19. Сидаренко Л. Логопедическая полянка // Дошкольное воспитание, 2003, N7, с.74. 20. Солодянкина О.В. сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / пособие для работников ДОУ, М., 2005, с.19-23. 21. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.: Уч . пособ . – М., 2006. 22. Филичева Т.Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989, с.6-0. 25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»
С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе: "Нас сказка учит говорить"
Нас сказка учит говорить....
Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе (ОНР) "Сказка о красках"
Выступление на региональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольнико...
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"
Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...
Индивидуальное занятие в подготовительной логопедической группе Тема: «Сказка о том, как принц Серёжка научился произносить звук [Р]»
Обогащение и расширение словарного запаса.Совершенствование грамматического строя речи: развитие навыков словообразования и словоизменения, определения порядка слов в предложении, совершенствование на...
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе "Весенняя сказка"
В занимательной форме у детей закрепляются знания о весених явлениях,жизни птиц животных весной.Дети учатся звуковому анализу и синтезу,навыкам чения.А также формируются навыки диалогической реч...