Играем пальчиками -развиваем речь.
консультация
Цель: Расширение информационного поля родителей о пользе пальчиковых игр для ребенка.
Задачи:
-Познакомить родителей с развивающими функциями пальчиковых игр
-Помочь родителям осознать необходимость развития мелкой моторики у ребенка.
-Дать практические рекомендации по организации игр на развитие мелкой моторики у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №24
143405, Московская область, г. Красногорск, бульвар Южный, д.2А
Консультация для родителей на тему:
«Играем пальчиками- развиваем речь».
Провела:
учитель-логопед
Еремина Елена Николаевна
Тема: Играем пальчиками – развиваем речь.
Цель: Расширение информационного поля родителей о пользе пальчиковых игр для ребенка.
Задачи:
-Познакомить родителей с развивающими функциями пальчиковых игр
-Помочь родителям осознать необходимость развития мелкой моторики у ребенка.
-Дать практические рекомендации по организации игр на развитие мелкой моторики у детей.
Консультация:
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяют ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально- психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, развивать его двигательные навыки.
Особенно тесно связаны со становление речи развитие тонких движений пальцев рук. Было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.( М.М. Кольцова)
Поэтому сегодня мы поговорим с вами о стимулировании речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать пальцы.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой – можно катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать пирамидки, заниматься конструированием из кубиков.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания:
застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.
«Коза – рогатая»
Идет коза - рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашу не ест,
Молока не пьет,
Забодаю, забодаю!
Большой, средний и безымянный пальцы правой и левой рук сжаты в кулаки,
а указательный и мизинец разведены в стороны – « рога козы».
«Сорока – белобока»
Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил –
Тебе нет ничего!
При этом указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный. Большой палец не загибается.
Аналогично проводится игра « Шалун»
Наша Маша кашу варила,
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала,
Он много шалил.
Свою тарелочку разбил.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. При этом можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я!
или:
« Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот мамочка,
Вот папочка,
Вот деточка моя,
Вот вся моя семья!
( Ф.Фребель)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - « Ура!»
В детский сад идти пора!
« Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз – два – три – четыре – пять!
В домик спрятались опять!
« Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз – два – три – четыре – пять!
На другой руке – опять:
Раз – два – три – четыре – пять!
«Дружные пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Вот такие нужные!
( З. Александрова)
Читая эти стишки можно сгибать пальцы, начиная то с большого,
то с мизинца, то на правой, то на левой руке;
позднее – на двух руках одновременно.
Либо дается задание: дотянуться одноименными пальцами до противоположных
сторон ладошек.
Для тренировки пальцев можно использовать упражнения и без речевого сопровождения.
Начинать можно с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их.
Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
Упражнение «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
Предложите ребенку, взяв за руку сестру, брата, (маму, папу), перетянуть к себе через условную черту.
Еще упражнение: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы, - «открыть замок».
Переплетать пальцы обеих рук – сделать « елочку».
Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
А теперь можно поиграть: «Кто быстрее пробежит?». Правая и левая руки, перебирая пальцами по столу, стараются обогнать друг друга. Или упражнение: «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
Вы можете самостоятельно придумать различные упражнения, изображение самых разнообразных фигурок из пальцев. Нужно лишь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Тем более выполнение этих упражнений не требует какой-либо специальной подготовки, не занимают много времени. Проводить их можно во время прогулки с детьми, в транспорте по дороге в детский сад и т.д.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), а также подготавливает руку к рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Мелкая моторика –это разновидность движений , в которых учувствуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
Как упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти?
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Далее постарайтесь ограничить использование в рисовании: фломастеров они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы, пальцев рук. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности , как:
- Лепка из пластилина и глины; рисование и раскраски (книжки-раскраски);
- Составление аппликаций;
- Работа с ножницами (желательно небольшого размера);
- Пришивание пуговиц, вышивание;
- Нанизывание бус;
- Конструирование мелких деталей.
Помните: любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Дополнительные специальные занятия особенно нужны детям с нарушениями речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития мелкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев, то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь.
Развивайте мелкую моторику пальцев рук и делайте это с удовольствием! Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"
Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....
Играем пальчиками - развиваем речь
Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...
Играем пальчиками - развиваем речь
Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...
Играем пальчиками – развиваем речь ребенка
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....
Играем пальчиками-развиваем речь
пальчиковые игры для любого возраста...
Играем пальчиками - развиваем речь.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...