ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал по физкультуре на тему
Актуальность. Плавание являетя уникальном видом физических упражнений и относится к более массовым видам спорта. Специфицеская особенность связана с двигательной особенностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически - оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document_2.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Плавание – единственно возможный вид физических упражнений, рекомендуемый людям, имеющим ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, остеохондроз, и т.д.). Умение плавать – жизненно важный прикладной навык.
Актуальность. Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически – оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Не смотря на то, что плавание хорошо развито в нашей стране, огромное количество несчастных случаев происходит на воде из-за неумения плавать, причем большинство утонувших – дети. В связи с этим необходимо уделить особое внимание обучению детей плаванию. Научить плавать не умеющего – равно – подарить жизнь.
Так откуда же возникает ложный страх перед водой? Это может быть из-за неуверенного отношения к воде, незнания самой водной среды, ее свойств. Инструктору, занимающемуся ликвидацией водобоязни у детей, необходим грамотный подход; он должен иметь огромное терпение в работе с такими детьми, понимание. Различные свойства и методы преодоления водобоязни лучше всего воспринимаются на наглядных примерах, постепенно изменяя их отношения к воде, устраняя подозрительность, недоверие, неуверенность.
Физиологические и психологические механизмы страха и водобоязни.
Водобоязнь – субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий, сохранившихся на осознанном, бессознательном, разноплановым уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой. Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой.
От куда возникает страх у детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить психологический аспект страха. Эмоции и чувства вырабатывались в процессе эволюции как сигнальные функции и выражения к меняющимся условиям окружающей среды и к самому себе. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, и по характеру воздействия на организм стеническими – сопровождающиеся высоким повышением жизнедеятельности; и астеническими – понижение этих процессов.
При возникновении угрозы организму, когда необходимо мобилизировать его энергоресурсы и осуществить готовность к борьбе, возникает феномен стресс. Стресс – напряженность всех внутренних систем и функций, способствующий усиленной деятельности организма для преодоления трудных и опасных условий. Факторы, вызывающие стресс – стрессоры.
Сама водобоязнь включает и чувство вины, проявляясь в снижении или потери самоответственности, социальной значимости, состоянии постоянной тревоги при приближении к воде, ложной вины – боязнь создать сложности в работе тренеру. Дети, страдающие водобоязнью, мнительны и легко внушаемы. Многие из них имеют слабую психику, неуверенность в своих силах. Водобоязнью руководит психологический барьер, мешающий общаться с водой. При обучении нужно учитывать индивидуальные особенности детей, пол, возраст, характер.
Необходимо отметить, что детям, страдающим водобоязнью, не помочь в преодолении этого чувства в раннем возрасте, то будучи взрослыми, страх перед водой еще более усугубится и потребуется много времени и сил, чтобы его ликвидировать.
Методы устранения страха.
Четких и однозначных способов преодоления страха и водобоязни не существует, но многие авторы, рассматривающие те или иные страхи, придерживаются следующих методов: внушение, самовнушение, дыхательные упражнения, медикаментозная помощь.
Есть методика, которую можно выполнять в домашних условиях, предложенная Д.Ф. Мосуновым. Данная методика может проводиться под контролем родителей и в игровой форме. Методика заключается в следующем:
- проста в использовании;
- без возрастных ограничений;
- постепенное усложнение заданий;
- концентрация внимания на своих ощущениях.
Упражнения выполняются в спокойной обстановке, даются ровным тоном, вселяющим уверенность в занимающихся. Большое значение по преодолению водобоязни отводится инструктору в период начального обучения плаванию. Инструктору необходимо помнить, что пострадавший или изначально имеющий страх воды (наследственно), при пребывании в воде, находится в эгоцентричном состоянии, сосредоточен только на себе, на своем страхе, сомнении, теряет реальное осознание действительности, не слышит слов инструктора, обращенных к нему. Прежде чем приступить к ликвидации водобоязни, необходимо выяснить причины возникновения страха, а в виду того, что дети чаще всего не могут ответить на этот вопрос, то беседу желательно провести с родителями данного ребенка, которые смогли бы ответить на поставленные перед ними вопросы, касающиеся непосредственно причины возникновения водобоязни. На задаваемые вопросы родители могут либо сразу ответить, либо написать ответ дома с участием самого ребенка, но когда он в спокойном уравновешенном состоянии. Вопросы задаются осторожно. Постоянно следят за состоянием ребенка, когда в необходимый момент быть готовым временно прекратить разговор или сменить тему. Вернуться к вопросам позже, указав на необходимость отвечать на них, в виду преодоления водобоязни.
На основании литературных данных и опроса, который проводился преподавателей кафедры плавания, выявлены следующие положения:
- Чувство страха свойственно не только тем, кто не умеет плавать, но и пловцам высокой квалификации.
- Страхи могут быть при возникновении угрозы жизни (если человек тонул, запугивание водой).
- Обучение плаванию с помощью вспомогательных средств (доски, мячи, палки).
- При обучении детей плаванию, страдающих водобоязнью необходим индивидуальный подход, эмоциональность занятий, благоприятный психологический климат, профессионализм.
- При обучении детей, необходимо использовать методы слова, демонстрации, поощрения.
Но применяемые методы должны соответствовать:
- Принципам системы физического воспитания (сознательности, активности, доступности)
- Конкретным педагогическим задачам
- Индивидуальным особенностям и возможностям занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья, физические способности).
- Доступным условиям выполнения упражнений с учетом факторов внешней среды и оборудования.
При начальном обучении плаванию используются беседы, рассказ, указания, команды, словесные оценки.
При ликвидации водобоязни необходимо воспитывать у занимающихся самовнушение и самовоспитание, умение мысленно представлять образ предстоящих действий.
Нет таких форм организации, где не использовался бы метод слова. Через слова организуется внимание занимающихся, создается представление о движении, осуществляется воспитательное воздействие. Метод слова тесно взаимодействует с методом демонстрации. Обеспечением наглядности является использование показа, который имеет следующие разновидности:
- реальный показ, осуществленный тренером;
- лидированный – выполняемый в процессе движений одним из занимающихся.;
- контрастный – демонстрация правильного и неправильного выполнения одного и того же движения с целью лучшего его понимания и выполнения.
Методы слова и демонстрации – информационные методы. При использовании метода слова, особые требования предъявляются к инструктору. Его речь должна быть ясной, грамотной, четкой, и логичной.
При начальном обучении, немаловажное значение имеют подводящие упражнения, используемые для обеспечения усвоения двигательного действия. Отрабатываемые до автоматизма упражнения, легче усваиваются в водной среде. Это методы практических упражнений, они так же, как и информационные методы (слова и демонстрации), имеют информационный аспект. Источником информации являются органы чувств занимающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...
программа на преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, которые жалуются на то, что их ребенок боится темноты, привидений, сказочных персонажей (приведений, Шредеров, Бабу Ягу и ...
"Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"
Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...
«Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста»
laquo;Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста» В наши дни важно, чтобы каждый ребёнок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде....
«Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста»...
Статья на тему: «Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста. Учимся играя!»
laquo;Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста. Учимся играя!»...
Консультация для родителей "Водобоязнь у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"
Тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водн...