Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
презентация
методические приёмы для развития звуковой культуры речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура речи — это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи сочетает в себе: развитие речевого дыхания, голоса , подвижности органов артикуляционного аппарата, постановку и уточнение произношения звуков, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, развитие фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза. Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.
Перед , педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка; воспитание выразительности детской речи . Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы: Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными; Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка; При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи. Первая младшая группа 1. Развивать рече -двигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук". 2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса. Игра: "Определи одинаковые звуки","Покажи , что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку". Развитие пространственного слуха. Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?". 3. Вызывать правильное произношение звуков.
Вторая младшая группа 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. 2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога. Например: "Машина"-"та- ТА-та" . Определение тембра мужского, женского и детского голосов, Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др ). 3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. 2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц. 3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс , жук жужжит – ж-ж-ж-ж . 4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Старшая группа 1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: j, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'. 2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных : л , л', р, р'. 3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" ( . ампа , мы . о , . ук , ку . ак ). 4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа 1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях. 2. Развивать навыки звукового анализа слов. Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: - мышь , ослик, лев (моль); - собака , обруч, козлик (сок); - кот, обруч, собака, тигр (кость). Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"? 3 . Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. Игра " Выбери лишнее слово". Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
семинар «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему: «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...
«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»
Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: пр...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
Логопедическая работа в дошкольном учреждении образовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений,...