Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi_u_doshkolnikov.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
Логопедическая работа в дошкольном учреждении образовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, направленные на исправление произношения, поскольку нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родителей (законных представителей) ребёнка. Но при таком подходе часто не рассматриваются другие направления работы логопеда.
Среди причин речевых нарушений можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- дефицит йода и фтора;
- патология беременности;
- родовые травмы;
- ослабленное здоровье детей;
- различные социальные причины.
Возрастные нормы появления звуков и их патологические замены в речи дошкольников
Возрастная норма появления звука | Физиологические замены | Патологические замены |
3- года [С] | ть, т, с | ф, х |
3- года [З] | дь, д, с | в, х |
4- года [Ш] | ть, т, сь, с | ф, х |
4- года [Ж] | дь, д, зь, з | в, х |
5-6 лет [Р] | й, ль, л | д, г, в, н, э, ы, у |
5-6 лет [Л] | й, в, ль | д, г, н, у, ы, э, р |
5-6 лет [Л’] | й, в | д, г, н, у, ы, э, р |
Среди социальных причин появляются речевые нарушения прежде всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильную речь, но и далеко не литературные выражения.
Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребёнок не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков.
Нарушение звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребёнка в целом.
По мнению многих специалистов, раннее начало формирования правильного звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.
Речь ребёнка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И общая роль в её формировании принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Если одна из задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном её развитии, то воспитатель должен заниматься её формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связности, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системы работы по её развитию. Основные компоненты звуковой культуры речи-это её ритмико-мелодическая сторона (интонация) и звуки (система фонем). Работа по формированию звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов:
- подготовительный;
- появления звука;
- усвоения и автоматизация звука (его правильное произнесение в связной речи).
Два первых этапа включают в себя:
- формирование слухового внимания;
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
- усиление подвижности артикуляционного аппарата;
- уточнение артикуляции и произнесения звука или его вызывание по подражанию.
В детском саду широко используются различные игры на формирование слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речёвками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляются слабые мышцы пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, соблюдение заданного темпа в движениях. Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим педагогические причины таких нарушений. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающем моментом служит в речевом сопровождении игры. В связи с этим целесообразно также ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определённом порядке и темпе поз и движений пальцев рук. Это позволит комплексно развивать их мелкую моторику.
Уточнение артикуляции и произнесения звука очень важно при работе по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Обычно этот вид работы проводится коллективно: дети заучивают и проговаривают стихотворения и речёвки, насыщенные соответствующим звуком или включающие в себя подражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребёнка спонтанно, и уже достаточно точно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же он ещё не сформирован или процесс автоматизации не завершен, то происходит его дефектная фиксация, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекции. Поэтому целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речёвок. Воспитатель должен говорить чётко, выделяя наиболее значимые моменты, желательно не в быстром, умеренном темпе.
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков невозможно без предварительного развития артикуляционной моторики. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Со звуками речи детей знакомят в определённой последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при её нормальном развитии. Предварительно необходимо выполнять артикуляционные тренировочные упражнения, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Комплекс такой гимнастики нужно делать в группе.
Такая последовательная систематическая работа создаёт благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
семинар «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему: «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...
«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»
Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: пр...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...
Презентация "Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников"
консультация для педагогов...