Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
статья на тему

Чуприкова Наталья Владимировна
Логопедическая работа в дошкольном учреждении образовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi_u_doshkolnikov.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

Логопедическая работа в дошкольном учреждении образовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, направленные на исправление произношения, поскольку нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства  родителей (законных представителей) ребёнка. Но при таком подходе часто не рассматриваются другие направления работы логопеда.

Среди причин речевых нарушений можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • дефицит йода и фтора;
  • патология беременности;
  • родовые травмы;
  • ослабленное здоровье детей;
  • различные социальные причины.

Возрастные нормы появления звуков и их патологические замены в речи дошкольников

Возрастная норма появления звука

Физиологические

замены

Патологические замены

3- года [С]

ть, т, с

ф, х

3- года [З]

дь, д, с

в, х

4- года [Ш]

ть, т, сь, с

ф, х

4- года [Ж]

дь, д, зь, з

в, х

5-6 лет [Р]

й, ль, л

д, г, в, н, э, ы, у

5-6 лет [Л]

й, в, ль

д, г, н, у, ы, э, р

5-6 лет [Л’]

й, в

д, г, н, у, ы, э, р

Среди социальных причин появляются речевые нарушения прежде всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильную речь, но и далеко не литературные выражения.

Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребёнок  не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное  или неточное воспроизведение речевых звуков.

Нарушение звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребёнка в целом.

По мнению многих специалистов, раннее начало формирования правильного звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.

Речь ребёнка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И общая роль в её формировании принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Если одна из задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном её развитии, то воспитатель должен заниматься  её формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связности, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системы работы по её развитию. Основные компоненты  звуковой культуры речи-это её ритмико-мелодическая  сторона (интонация) и звуки (система фонем). Работа по формированию звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов:

  • подготовительный;
  • появления звука;
  • усвоения и автоматизация звука (его правильное произнесение в связной речи).

Два первых этапа включают в себя:

  • формирование слухового внимания;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • усиление подвижности артикуляционного аппарата;
  • уточнение артикуляции и произнесения звука или его вызывание по подражанию.

В детском саду широко используются различные игры на формирование слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речёвками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся  в специализированной логопедической помощи, выявляются слабые мышцы пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, соблюдение заданного темпа в движениях. Подробно не останавливаясь на анатомических и физиологических аспектах, рассмотрим педагогические причины таких нарушений. Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающем моментом служит в речевом сопровождении игры. В связи с этим  целесообразно также  ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определённом порядке и темпе поз и движений пальцев рук. Это позволит  комплексно развивать их мелкую моторику.

Уточнение артикуляции и произнесения звука очень важно при работе по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Обычно этот вид работы проводится коллективно: дети заучивают и проговаривают стихотворения и речёвки, насыщенные соответствующим звуком или включающие в себя подражание.  Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребёнка спонтанно, и уже достаточно точно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же он ещё не сформирован или процесс автоматизации не завершен, то происходит его дефектная фиксация, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекции. Поэтому целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речёвок. Воспитатель должен  говорить чётко, выделяя наиболее значимые моменты, желательно не в быстром, умеренном темпе.

Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков невозможно без предварительного развития артикуляционной моторики.  Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Со звуками речи детей  знакомят в определённой последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при её нормальном развитии. Предварительно необходимо выполнять артикуляционные тренировочные упражнения, которые способствуют формированию и  закреплению правильных произносительных умений и навыков. Комплекс такой гимнастики нужно делать в группе.

Такая последовательная систематическая работа создаёт благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: пр...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...