Игровые технологии в развитии фонематического слуха
картотека

картотека фонематических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в развитии фонематического слуха у дошкольников.

Подготовила: учитель – логопед

 Цапкина Н.А.

   

  Анализ коррекционной работы по проблеме формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

Задачи      для реализации этой темы:

 - Формирование фонематического слуха.

- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 - Формирование правильного произношения.

- Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).

-        Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

          Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией. Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

 I. Формирование фонематического слуха.

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

 -различение слов близких по звуковому составу;

 -дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 - определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

 - построение моделей (схем).

          Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, проводятся игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используются  символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.) Предлагая детям игры на определение источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), используется схема группы и модель источника шума. При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляются  с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек, полосочек, ниточек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используются  кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длина высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация). В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используются различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки). Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью.
       
Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даётся через звукоподражание, которое оформлено картинкой, где звук произносится изолировано. Внимание ребенка обращается на работу органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается схема анализа артикуляции звука (единая для всех звуков). Воздух свободно идет через рот. Голос участвует, голос поет. Звук получается гласный. При изучении гласных звуков особое внимание уделяется положению губ. Оно изображено на схемах гласных звуков.

     Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится  игра на внимание  «Не ошибись!». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор. Далее определяется место звука в слове с опорой на картинки. Проводится игра «Звуковой паровозик». Логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука. Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуется в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, кружочек красного цвета выставляется в нужное окошко. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор. После изучения гласных звуков проводится знакомство детей с понятием «слог» (часть). Дети  знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Слово делится на слоги, Как на дольки мандарин. Если слоги встанут рядом – Получаются слова: Ар- и –буз-, а вместе «арбуз». Дя- и –тел- итак, «дятел». На занятиях дети пробуют составляют слоговые схемы, в которые вводятся гласные звуки (буквы). Проводится игра «Мама зовет детей» — мама произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша», «Телеграф» — передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов. Далее проводится знакомство детей с понятием «ударение», «ударный слог»; с согласными звуками.

        Аналогично применяются домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный). Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик). Если в голове звенит, значит, звонкий звук звучит. Если тихий звук такой, значит, звук звучит глухой.    

           Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включается в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие. Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Воспитатель должен  активно участвовать в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он должен руководствоваться  принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи.

Статья посвещена использованию дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи....

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

Трансляция опыта для воспитателей: "Современные игровые технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

Игровые технологии в развитии фонематического слуха у дошкольников

Игровые технологии применяемые в работе с дошкольниками....

Игровые упражнения на развитие фонематического слуха.

Как научить ребенка слушать и слышать....