Игровые приемы для развития фонематического слуха
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для воспитателей
«Игровые приемы для развития фонематического восприятия у дошкольников»
Дидактические игры для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе.
Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.
При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:
- путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
- совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
- пропускает слоги в словах;
- не употребляет предлоги или путает схожие пары (над-на, в-во);
- не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:
- дисграфия;
- дислексия;
- низкая скорость чтения, письма.
- ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.
Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество.
Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.
Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр, упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны .
Тишина
Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.
Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.
Лови звук
Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.
Ребенок сидит напротив и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.
Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.
Поймай слог
Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.
Лови слово
Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.
Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.
Хлопай-топай
Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.
Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.
Эхо
Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.
Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.
Громко-тихо
Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.
Скажи как я
Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.
Необходимо выбирать слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.
Слоговой поезд
Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов.
Путаница
Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.
Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:
Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.
По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.
Испорченный телефон
Договори слог или слово
Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:
Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).
Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:
Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).
Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.
Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи.
Статья посвещена использованию дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи....
Игровые упражнения для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста
игры на развитие фонематического восприятия...
Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР
Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...
Консультация для родителей «Игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей с ОВЗ»
Цель – сформировать представления у родителей об игровых методах и приемах развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи....
Трансляция опыта для воспитателей: "Современные игровые технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...
Игры и игровые приемы для обследования фонематического слуха и слоговой структуры слова
Игры и игровые приемы для обследования структуры слова...
Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"
В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах...