Трансляция опыта для воспитателей: "Современные игровые технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_fonematich.sluh_.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий.
Фонематические процессы включают в себя: Фонематический слух - . это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое представление – это способность воспринимать каждый речевой звук, уметь подбирать слова и картинки на любой заданный звук. Фонематический анализ – это умение определять последовательность, количество и место звука в слове по отношению к другим звукам. Фонематический синтез – умение «собрать» слово из звуков.
6 этапов в развитии фонематических процессов : I этап – узнавание неречевых звуков. Развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память; II этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; III этап - различение слов, близких по звуковому составу; IV этап – дифференциации слогов; V этап – дифференциации фонем; VI этап – развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап работы по формированию фонематических процессов дошкольников.
Этап неречевых звуков Этап различения: Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов. Этап звукового и слогового анализа и синтеза. Д/и «Голоса животных»; Д/и «Узнай музыкальный инструмент»; Д/и «Звуки окружающего мира»; Д/и «Звуки природы»; Д/и «Высоко-низко»; Д/и «Звонко-приглушённо»; Д/и «Тихо-громко»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Медленно или быстро»; Д/и «Слушай и выбирай»; Д/и «Короткие и длинные»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Разговор с инопланетянином»; Д/и «Выбери слово»; Д/и «Доскажи словечко»; Д/и « Задачки»; Д/и «Закончи слово»; Д /и «Хлопаем слоги»; Д/и «Кто это?»; Д/и «Сколько звуков»; Д/и «Найди картинку-родственницу»; Д/и «Принеси что попрошу»; Д/и «Найди звук»; Д/и « Что общего»; Д/и «Какой звук начинает слово?»; Д/и «Что за звук спрятался в середине слова?»; Д/и «Что за звук спрятался в конце слова?»; Д/и «Звук заблудился»; Д/и «Вставь нужную букву»; Д/и «Отгадай загадку»; Д/и «Ребусы»; Д/и «Твёрдый - мягкий»; Д/и «Цепочка слов»; Д/и «Найди вагон»; Д/и « Д/и «Я стучу – ты ищи»; Д/и «Найди место звука в слове»; Д/и «Помоги собрать вещи»; Д/и «Твёрдый – мягкий»; Д/и «Съели звуки»; Д/и «Посчитай звук»; Д/и «Построй домик для слова»; Д/и «Подбери картинку к схеме»; Д/и «Измени первый звук»; Д/и «Слушай звук»; Д/и «Соответствующая буква»; Д/и «Сколько звуков сосчитай!»; Д/и «Собери кубики одинаковой формы»; Д/и «Разрезная азбука»; Д/и « Составь предложение»; Д/и «Подбери такое же слово»; Д/и «Два соседа»; Д/и « Определи количество звуков»;
* Игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний; * Игра практически сводит на нет пассивность ребенка; * Занимательный сюжет игры, использование дидактического материала и оборудования являются дополнительными стимулами для включения в игру; * Игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов: Здоровьесберегающие (физкультминутки, гимнастика для глаз, самомассаж , игры с пальчиками и др.) Музыкальные ( логоритмика , игры с инструментами и др.) Компьютерные и мультимедийные (разные виды компьютерных игр) Дидактические игры Подвижные игры Театрализованные игры Словесные игры Настольные игры
Дидактическя игра «Как муравьишка домой спешил» По развитию фонематических процессов, для детей старшего возраста (узнавание неречевых звуков, различие высоты, силы, тембра голоса, различие близких по звуковому составу слов)
Дидактический материал, пособие своими руками
` Дидактическое упражнение «Найди баночки, одинаковые по звучанию» Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Были проведены упражнения по развитию фонематического слуха, обучению определения места звука в слове.
Варианты игр с символами : Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»
Зрительные символы согласных звуков т к г х б с Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них я использовала не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ. м п в ф н д
б н м в п ф
Игра «Найди место картинке» Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»
Путешествия звуковичка
«Найди пару" «Логопедическое лото" «Рассели картинки по домикам" «Определи первый звук в слове"
«Подбери слово» «Цепочки» Гномики-звуковички «Волшебный цветок»
Игра «Камень –ватка» Различение твердых и мягких согласных в словах.
Вывод: Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников. Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.
http://www.maam.ru http://logopeddoma.ru http://nsportal.ru http://progimnaz.ucoz.ru Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Гном и Д, 2000. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». –– СПб., 1998 В.П. Невская «Речевые игры и упражнения» «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова , Н.С. Варенцова , Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) Источники информации
Взаимодействие с родителями оформление информационных стендов ; ознакомление с разнообразием игр; консультация на тему: «Особенности развития фонематических процессов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....
«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы
игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"
Методическая разработка адресована воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...