Трансляция опыта для воспитателей: "Современные игровые технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)

Ефимова Эльмира Наильевна

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_fonematich.sluh_.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Современные игровые технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста». Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа №1987 - многопрофильный образовательный комплекс» Подготовила воспитатель 18 группы Ефимова Э.Н.

Слайд 2

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий.

Слайд 3

Фонематические процессы включают в себя: Фонематический слух - . это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое представление – это способность воспринимать каждый речевой звук, уметь подбирать слова и картинки на любой заданный звук. Фонематический анализ – это умение определять последовательность, количество и место звука в слове по отношению к другим звукам. Фонематический синтез – умение «собрать» слово из звуков.

Слайд 4

6 этапов в развитии фонематических процессов : I этап – узнавание неречевых звуков. Развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память; II этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; III этап - различение слов, близких по звуковому составу; IV этап – дифференциации слогов; V этап – дифференциации фонем; VI этап – развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

Слайд 5

Этап неречевых звуков Этап различения: Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов. Этап звукового и слогового анализа и синтеза. Д/и «Голоса животных»; Д/и «Узнай музыкальный инструмент»; Д/и «Звуки окружающего мира»; Д/и «Звуки природы»; Д/и «Высоко-низко»; Д/и «Звонко-приглушённо»; Д/и «Тихо-громко»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Медленно или быстро»; Д/и «Слушай и выбирай»; Д/и «Короткие и длинные»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Разговор с инопланетянином»; Д/и «Выбери слово»; Д/и «Доскажи словечко»; Д/и « Задачки»; Д/и «Закончи слово»; Д /и «Хлопаем слоги»; Д/и «Кто это?»; Д/и «Сколько звуков»; Д/и «Найди картинку-родственницу»; Д/и «Принеси что попрошу»; Д/и «Найди звук»; Д/и « Что общего»; Д/и «Какой звук начинает слово?»; Д/и «Что за звук спрятался в середине слова?»; Д/и «Что за звук спрятался в конце слова?»; Д/и «Звук заблудился»; Д/и «Вставь нужную букву»; Д/и «Отгадай загадку»; Д/и «Ребусы»; Д/и «Твёрдый - мягкий»; Д/и «Цепочка слов»; Д/и «Найди вагон»; Д/и « Д/и «Я стучу – ты ищи»; Д/и «Найди место звука в слове»; Д/и «Помоги собрать вещи»; Д/и «Твёрдый – мягкий»; Д/и «Съели звуки»; Д/и «Посчитай звук»; Д/и «Построй домик для слова»; Д/и «Подбери картинку к схеме»; Д/и «Измени первый звук»; Д/и «Слушай звук»; Д/и «Соответствующая буква»; Д/и «Сколько звуков сосчитай!»; Д/и «Собери кубики одинаковой формы»; Д/и «Разрезная азбука»; Д/и « Составь предложение»; Д/и «Подбери такое же слово»; Д/и «Два соседа»; Д/и « Определи количество звуков»;

Слайд 6

* Игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний; * Игра практически сводит на нет пассивность ребенка; * Занимательный сюжет игры, использование дидактического материала и оборудования являются дополнительными стимулами для включения в игру; * Игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Слайд 7

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов: Здоровьесберегающие (физкультминутки, гимнастика для глаз, самомассаж , игры с пальчиками и др.) Музыкальные ( логоритмика , игры с инструментами и др.) Компьютерные и мультимедийные (разные виды компьютерных игр) Дидактические игры Подвижные игры Театрализованные игры Словесные игры Настольные игры

Слайд 8

Дидактическя игра «Как муравьишка домой спешил» По развитию фонематических процессов, для детей старшего возраста (узнавание неречевых звуков, различие высоты, силы, тембра голоса, различие близких по звуковому составу слов)

Слайд 9

Дидактический материал, пособие своими руками

Слайд 10

` Дидактическое упражнение «Найди баночки, одинаковые по звучанию» Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Слайд 11

Были проведены упражнения по развитию фонематического слуха, обучению определения места звука в слове.

Слайд 13

Варианты игр с символами : Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

Слайд 15

Зрительные символы согласных звуков т к г х б с Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них я использовала не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ. м п в ф н д

Слайд 16

б н м в п ф

Слайд 18

Игра «Найди место картинке» Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

Слайд 19

Путешествия звуковичка

Слайд 20

«Найди пару" «Логопедическое лото" «Рассели картинки по домикам" «Определи первый звук в слове"

Слайд 21

«Подбери слово» «Цепочки» Гномики-звуковички «Волшебный цветок»

Слайд 22

Игра «Камень –ватка» Различение твердых и мягких согласных в словах.

Слайд 23

Вывод: Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников. Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Слайд 24

http://www.maam.ru http://logopeddoma.ru http://nsportal.ru http://progimnaz.ucoz.ru Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Гном и Д, 2000. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». –– СПб., 1998 В.П. Невская «Речевые игры и упражнения» «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова , Н.С. Варенцова , Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) Источники информации

Слайд 26

Взаимодействие с родителями оформление информационных стендов ; ознакомление с разнообразием игр; консультация на тему: «Особенности развития фонематических процессов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"

Методическая разработка  адресована  воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней  представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...