Особенности развития игры аутичного ребенка.
методическая разработка
Особенности развития игры аутичного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_igry_dlya_roditeley.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития игры аутичного ребенка.
В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения их со сверстниками, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные способности к повседневной жизни и, конечно, помогает приобрести эстетический опыт.
Стереотипные игры
У аутичного ребенка есть любимые игры – одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие:
- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
- в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
- повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
- неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
- длительность – ребенок может играть в такую игру годами.
Родителей эти игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально «на ощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере. Для ребенка ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие. Эти два тезиса – наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.
Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Вникните в структуру стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся действий, прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начните с того, что в нужный момент подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка.
На следующем этапе постарайтесь внести в стереотипную игру новую сюжетную линию. Здесь уже важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре нового человека. В процессе занятия малыш может вернуться к своей игре – позвольте ему это.
Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно – предложите ему любимую игру.
Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребенку сенсорные игры. Она на время может стать любимой игрой ребенка.
Сенсорные игры
В отличие от обычных детей аутичные надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, нежели их сенсорные свойства.
Сенсорными условно называются игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения.
Ощущения могут быть самыми разнообразными:
- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла, различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шары и кубики, соприкосновения и объятия с другим человеком);
- двигательные (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда).
Цель проведения сенсорных игр:
- Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.
- Возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка.
- Получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представления об окружающем мире.
- Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что дает новые представления о социальных связях.
Виды сенсорных игр
- Игра с красками: «цветная вода» — для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия: размешивание красок в воде, рисование на мокром листе; игра в дом – красная краска – томатный сок, белая – молоко, коричневая – кофе и т.д.
- Игра с водой: переливание, брызгание – посещение бассейна, реки; бросать камешки в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды.
- Игры с мыльными пузырями: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку – вертушку, через трубочку в стакан; затем игра с мыльными пузырями.
- Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.
- Игры со льдом: «тает льдинка» — в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» — приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» — замораживайте воду в различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.
- Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.
- Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки, создание пластилиновой картинки – размазывает различные цвета пластилина по картону: зеленая трава, красные ягоды, жёлтое солнышко и т.д.
- Игры со звуком: послушаем звуки – скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.
- Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание стихов, пение песен.
Рекомендации по преодолению
затруднений, возникающих в ходе игр
Если ребенок не включается в игру, не обращает внимание на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком.
Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
Понравившаяся ребенку игра потребует повторения. Не противьтесь его просьбам повторить игровые движения, ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
Развивая сюжет игры, осторожно ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
Совместное рисование
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:
- Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям.
- Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства ребенка с окружающим миром.
- При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка.
- Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и может пользоваться ими.
- Использование метода совместного рисования дает возможность развить средства коммуникации.
Этапы развития совместного рисования
- этап: налаживание эмоционального контакта, развитие интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка.
- этап: рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.
- этап: постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон. Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.
- этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Ребенок не проявляет активность, если ее не стимулировать специально. Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу. «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения, предложите дорисовать эту деталь самостоятельно.
- этап: введение сюжета. На этом этапе, ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов, помещают внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны – должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления.
- этап: перенос сюжета в другие ситуации. Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи у ребенка с двуязычием
Речевое развитие ребенка-билингва имеет свои особенности. Обычно такие дети начинают говорить позже. Если один из родителей говорит на одном языке, а другой — на другом. Считается, что раннее дв...
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»
«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...
Игры для развития речи аутичного ребенка
В статье представлены игры для развития речи аутичного ребенка в домашних условиях...
Анкета для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка 4-5 лет»
Анкета проводится в начале учебного года, она предназначена для родителей воспитанников. Анкета позволяет более подробно ознакомиться с возможностями каждого ребёнка, и сделать его пребывание в детско...
Ребенок с особенностями развития. «Инклюзивное воспитание ребенка»
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе стан...
Особенности развития игры аутичного ребёнка
Благодаря играм дети познают окружающий мир. Игры развивают мышление, чувства, волю детей, формируют взаимоотношения их с ровесниками, вызывают положительные эмоции....