Ребенок с особенностями развития. «Инклюзивное воспитание ребенка»
статья по логопедии
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок.
В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_osobennostyami_razvitiya.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
Ребенок с особенностями развития.
«Инклюзивное воспитание ребенка»
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок.
В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.
Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценным»—и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.
Ну да ладно, не надо о грустном. В нашем саду две логопедические группы, в этих группах 6 детей с кохлеарной имплантацией. Один ребенок с диагнозом глухота посещает старшую группу. Один ребенок с нарушением слуха пришел в нашу первую младшую группу, где все дети здоровые. В группе у нас 20 детей.
Непосредственно образовательная деятельность чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др.
Дети и в будничной, повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может».
Интегративное воспитание дает семье, в которой воспитывается особенный ребенок, возможность жить полноценной жизнью, не разлучаясь с ребенком, не перекладывая вопросы воспитания на безликое «государственное обеспечение», и не замыкаясь в узком семейном круге. : «Ведь только родители особенных детей могут понять, какое это счастье - здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных».
Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную: «точечной инклюзией» называется , когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Для успешной работы с здоровыми детьми и Каримом было поставлены следующие задачи:
- максимально развивать уровень самостоятельности и самопроявление в формах самообслуживания;
- вызвать у ребёнка интерес к другим детям и их играм;
- развивать эмоционально – поведенческое отношение к действительности;
- развивать осязательное восприятие, как главный фактор для познания окружающего мира и ведущий фактор компенсационного развития.
Начали с того, что познакомили мальчика с новой обстановкой, игрушками, показывали, как с ними можно играть, называли их. Водили за руку по групповым зонам, постоянно объясняя что, где находится, для чего нужен тот или иной предмет. В обучении навыкам самообслуживания использовали педагогические методы: всегда, когда это необходимо, помогали ребёнку.
К нашей большой радости за время посещения группы ребенок наравных принимается детьми и участвует в общественной жизни группы. Это и есть результат социальной интеграции глухого ребенка в общество здоровых детей!
Для ребенка с нарушениями слуха в любом возрасте ситуация перехода в новые социальные условия является стрессовой. Поэтому одним из важнейших направлений работы воспитателя по обеспечению успешности интеграции слабослышащего ребенка является создание у него психологического настроя на преодоление возможных трудностей. С другой стороны, с первых дней нахождения такого ребенка в новом коллективе нужно постараться создать ему атмосферу максимального психологического благоприятствования со стороны других детей, а также их родителей.
Чтобы слабослышащий ребенок легче вошел в жизнь детского коллектива , воспитатель помогает детям увидеть положительные стороны (эмоциональную отзывчивость, живую мимику, внимательность по отношению к собеседнику). В то же время нельзя замалчивать и их недостатки, даже те, которые связаны с пониженным слухом (нечеткость дикции, невыразительность голоса, затруднения в понимании обращенной речи).
Воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта для слабослышащего ребенка, должны быть обдуманы и тактичны.
Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.
Воспитателю следует иметь в виду то, что дети с нарушениями слуха часто затрудняются и стесняются попросить помощи у взрослого, оставаясь один на один со своими проблемами. Поэтому нужно постоянно держать такого ребенка в поле зрения, чтобы увидеть и почувствовать, когда ему потребуется помощь, и своевременно ее оказать. В то же время следует стимулировать слабослышащего ребенка к преодолению стеснительности и прибеганию к помощи не только со стороны воспитателя, но и самих детей. При этом важно, чтобы в таких ситуациях ребенок, с одной стороны, сохранял чувство собственного достоинства, с другой – стремился сам оказать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям.
Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с нарушением слуха приходится преодолевать ряд комплексов и фобий (боязни новых людей; неумения общаться, неуверенности в себе). В этом случае ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т.д. Это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.
Основная преграда, стоящая перед слабослышащими детьми в общении – это специфические особенности их речевого развития. Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. Резкое недоразвитие речи затрудняет контакты слабослышащего ребенка с окружающими, нарушает процесс формирования познавательной деятельности и личности в целом. Именно затрудненность словесного общения, его нарушение выступают в качестве главной причины аномального развития.
Нарушение словесного общения частично изолирует слабослышащего ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, овладении словами и словосочетаниями, их обозначающими. Все вышесказанное обусловливает упрощенность межличностных отношений. Затруднения в выражении своих желаний и чувств у слабослышащих при их общении с окружающими может привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной агрессивности или невротических реакций.
Родители. Работа с такими родителями требует от воспитателя особого такта.
У родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе
формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки).
Воспитателю в процессе сотрудничества с такими родителями необходимо обращать их внимание на наличие больших возможностей развития слабослышащего ребенка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что их ребенку в данный момент посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.
Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии – неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим реакциям слабослышащего ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и внимание к нему.
Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребенка с нарушением слуха адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее.
Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и детей с нарушениями слуха.
В работе с семьей воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями детей, имеющих нарушения слуха.
В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями слабослышащего ребенка, и всех родителей группы (совместные родительские собрания, подготовка и проведение праздников, совместные спортивные мероприятия). Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности.
Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада,
проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении. Небольшой опыт работы показывает, что дети, посещавшие инклюзивную группу, способны к дальнейшему успешному включению в общество.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
понятие. Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое
- Включение – это больше, чем интеграция.
- Дети живут вместе в обычной группе детского сада
- Специалисты помогают детям.
- Обычные группы изменяются.
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.
Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как
обычные.
- Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для
того, чтобы жить полной жизнью.
- Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать .
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений .
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут .
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивного образовательного учреждения:
- Все воспитанники равны в детском сообществе.
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
- Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.
Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие:
- Он достаточно гибок.
- Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком.
- Он уважает индивидуальные различия.
- Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива.
- Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.
Ключевые принципы инклюзивного образования:
- дети посещают совместно детский сад, группу;
- программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
- все дети участвуют во всех мероприятиях сада , где группа и садовская среда являются инклюзивными;
- инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;
Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по множеству причин:
- инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
- инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
- инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
- инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые были бы максимально эффективны для всех детей.
Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»
«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...
О важности эмоциональной обстановки при воспитании ребенка с особенностями в развитии.
В современном мире часто встречающейся трудностью в семьях воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, является сложная эмоциональная обстановка. Родители зачастую не принимая малыша, по тем или...
Анкета для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка 4-5 лет»
Анкета проводится в начале учебного года, она предназначена для родителей воспитанников. Анкета позволяет более подробно ознакомиться с возможностями каждого ребёнка, и сделать его пребывание в детско...
Особенности развития и воспитания ребенка до года. Консультация для родителей, не посещающих дошкольное учреждение
В материале изложены основные стадии воспитания ребенка от 0 до 1 года. Предложены основные правила воспитания ребенка до года....
Особенности развития и воспитания ребенка до трех лет
Консультация для родителей об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...
Консультация на тему: «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»
На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание ...