Консультация для родителей «Роль домашнего чтения в воспитании и развитии ребенка»
консультация (старшая группа)

Ситникова Ольга Эргашевна

Малыши к художественному слову очень чувствительны и при хорошем руководстве у них ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с богатым литературным багажом и умением эмоционально слушать и воспринимать литературное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._1.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация для родителей

«Роль домашнего чтения в воспитании и развитии ребенка»

Воспитатель

Ситникова Ольга Эргашевна.

Уважаемые родители, всем известно, что в жизни человека огромную роль играет общение. Это одно из главных условий для развития и жизни человека. Малыши к художественному слову очень чувствительны и при хорошем руководстве у них ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с богатым литературным багажом и умением эмоционально слушать и воспринимать литературное творчество.

В дошкольном возрасте благополучно воспитание осознанного чтения художественной литературы. Запомните главное - первые навыки культуры обращения с книгой закладывается в семье. В наше время есть читающие семьи, где проблемы, как привить интерес к чтению не существует. Хорошей традицией в этих семьях стало домашнее чтение, когда читают книгу вслух, интересную для всей семьи. Подрастающий ребенок постепенно подключается к этому процессу. Ребенок практически с самого рождения видит, как уважают книгу, чувствует интерес всех членов семьи к чтению. И любовь к чтению у него является неотъемлемой частью и необходимостью, как потребность в еде и отдыхе. Но есть множество семей, в которых семейного чтения не существует. Начать работу в этом направлении никогда не поздно. Я предлагаю вам несколько полезных и проверенных советов.

Как организовать домашнее чтение?

Родители должны знать - чтение художественной литературы нужно проводить в домашней обстановке, чтоб ребёнок не отвлекался. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Лучше всего например читать сказки, когда за окном темно и полумрак. Это настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтение должно занимать не более 15-20 минут детского времени, чтоб не переутомлять ребёнка.

Детское внимание затем рассеивается. Ещё одна встреча с той же книгой, будет радовать, малыш вновь будет слушать и рассматривать её. Запомните - ребёнок не может быть активный слушатель, поэтому читая надо постоянно активизировать его внимание вопросами. Полезно устраивать игру - беседу «Вопрос - ответ» или семейное рассказывание сказки. Игра – беседа после чтения проходит интереснее, если ребенок чередует свои ответы с вопросами.

Очень увлекает детей повторное чтение знакомых произведений. Такое чтение развивает речь и тренирует память малыша. Если читать книгу несколько раз, то ребёнок её запомнит и захочет проявить самостоятельность: выучит наизусть стихи, захочет пересказать рассказы и сказки, нарисовать рисунки после чтения книги. И, конечно же, родители

– самые первые слушатели и активные собеседники своих малышей.

Уважаемые родители, важно знать правила,

которые делают чтение вслух увлекательным занятием:

 Своим чтением докажите ребёнку - чтение вслух доставляет вам удовольствие. Читайте четко, с наслаждением, с желанием донести до ребёнка главную суть книги. Ребёнок это почувствует и появится интерес к чтению.

Постоянно показывайте ребенку уважительное отношение е к книге. Ребѐнок должен знать, что книга - не игрушка, которую используют в игре. Покажите пример и приучайте детей к аккуратному и бережному обращению с книгой. Объясните правила: рассматривать книгу на столе, только чистыми руками, бережно переворачивая страницы. После чтения попросите малыша убрать книгу на место.

Читая книгу ребёнку, зрительно общайтесь с ним. Взрослый должен сидеть перед малышом, показывая мимикой, выражением глаз, жестами свои эмоции при чтении книги. Это дополняет и усиливает впечатления от чтения. Ребенок, слушая взрослого, видит и чувствует, что читают именно ему и для него. Взрослый, в свою очередь видит, как реагирует малыш и что чувствует. Замено, что в чтении больше всего волнует ребенка.

Читайте детям спокойно, эмоционально, передавая ритмичность речи. Это очень важно при восприятии текста ребёнком, Важно показать всю красоту русского художественного слова. В этом роль чтеца в домашнем чтении неоценима. В совокупности это создаёт настроение ребёнка, эмоции и впечатления от чтения произведения.

 Передавайте голосом характеры персонажей. Читая малышу литературное произведение, передавайте эмоциональную сторону, а также описывайте поступки и ситуации героев.

При необходимости можно сократить литературный текст, сохраняя смысловую завершённость. Это необходимо. если ребёнок перестаёт воспринимать читаемое. Своими словами расскажите окончание. Но при этом важно передать сюжет, мысль, сохраняя стиль произведения. При чтении невозможны паузы. Поэтому чтецу важно заранее ознакомиться рассказом. Книга, прочитанная на ночь, должна быть добрая и со счастливым концом.

Никогда не отказывайте ребёнку в просьбе почитать книгу. Это удивительная возможность общения взрослого и малыша посредством чтения. Книга сближает вас с ребёнком.

Правило каждого дня - читайте малышу вслух. Даже если ребёнок научится читать, продолжайте совместное чтение. Хорошей книга должна найти должное место в вашей семейной библиотеке и быть постоянным другом для малыша.

Не принуждайте ребенка слушать книгу. Очень важна самостоятельность малыша в выборе книги для чтения. Роль взрослого – посоветовать ребёнку интересующую его литературу.

С рождения ребёнка начинайте создавать личную библиотеку. Посещайте вместе с ребёнком книжный магазин, запишитесь в библиотеку. Книги покупайте постепенно, учитывая интерес ребёнка. Используйте возрастные особенности ребёнка. Создайте «Аптечку для книг» дома для ремонта книг. «Полечите» книги вместе с ребёнком.

Познакомьте и прочитайте ребёнку любимые книги из вашего детства. Книга должна быть вам хорошо знакома и прочитана несколько раз, чтоб при возможности передать её содержание пересказом.

Как развить у ребёнка интерес к чтению книги:

Интерес к чтению книги нужно прививать детям с раннего детства.

Создавая домашнюю детскую библиотеку, покупайте книги с яркими иллюстрациями и интересным содержанием. Покупайте книги любимых авторов малыша.

Чаще читайте сами, чтоб ребенок видел в доме книгу всегда.

Прочитанную книгу обсуждайте всей семьёй, тем самым развивая речь вашего ребенка и общение поколений.

Расскажите свои впечатления от чтения любимой книги в детстве, Прочитайте эту книгу вместе с малышом и обсудите её.

Проводите семейные чтения вслух, что очень расширяет словарный запас детей, формирует умение слушать, сосредотачивает внимание. Семейные чтения вслух - один из активных методов сближения родителей с детьми.

Формируйте у ребёнка на личном опыте навыки бережного и культурного обращения с книгой.

Домашнее чтение способствует развитию навыков чтения у детей. Чтение книг с рассматриванием иллюстраций и обсуждением являются главными методами, прививающими малышам интерес к книге и чтению.

После чтения важно для ребенка выражение своих впечатлений от прочитанной книги. В этом помогает эффективный метод - рисунки по мотивам любимых произведений.

Возможно, после чтения вместе с ребенком сочинить собственный финал произведения. Это является доказательством осмысления прочитанной книги.

Лучший подарок ребёнку - хорошая книга. Она будет передаваться по наследству как ценность, самое дорогое и важное.

Заканчивая, хочу подытожить - семейные чтения с рассматриванием иллюстраций заставляет ребёнка переживать за героев, оценивать их поступки, стать участниками событий. Такое чтение сближает взрослых членов семьи с малышами, пополняет редкие минуты духовного общения, формирует в ребёнке лучшие человеческие качества.

Уважаемые родители, предлагаю вам перечень художественной литературы по возрасту.

От 6 до 7 лет

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…». «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Василиса Прекрасная»; «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М.

Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г.

Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин.

«Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»;

П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский.

«Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий.

«Весенняя песенка»;

В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет.

«Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; С.

Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев.

«Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов.

«Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К.

Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль народной подвижной игры в физическом развитии ребенка"

Находится в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью.Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх.Большая часть народных подвижных игр ...

Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка"

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого...

Консультация для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей»

В консультации говориться о роли домашних животных, в развитии детей, формировании способности адаптироваться в обществе....

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...

Консультация для родителей "Роль семейного чтения в формировании интереса у ребенка к книгам"

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чт...