Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.
консультация (подготовительная группа)

Асят Арабиевна Шенкао

Консультация для родителей:

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.odt29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.

Подготовила:

Шенкао А.А.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования

к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества

постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом все труднее

становится соответствовать повышенным требованиям. Отмечается

значительный рост нарушений развития у детей. Для психологического здоровья

ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик,

позволяющих не только адаптироваться к окружающей среде, но и, развиваясь

самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае

психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности

развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей

возрастной задачи.

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением

стремительно растет. Так же стремительно растет число детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья

которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных

условий обучения и воспитания.

Агрессия - это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам

существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб

людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная агрессивность

является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Те или иные формы

агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями

здоровья. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно

с усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления детской

агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения.

Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья частые конфликты с

окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий характер и сложнее

поддаются коррекции.

Истоки агрессии детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую

очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей

влияют не только сознательные и целеустремленные воспитательные

воздействия, но особенности поведения родителей. Родители, как правило, не

видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их

последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные

ситуации в поведении детей крайне редко возникает внезапно. Агрессивное

поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с

ограниченными возможностями здоровья, так как это наиболее быстрый и

эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении

агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если

родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не

препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти

проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Поэтому детям с ограниченными возможностями здоровья, необходимо

обеспечить психолого-педагогическим сопровождением, что является на

сегодняшний день актуальным.

Для решения выявленных проблем у детей одним из многих инструментов

психотерапевтических технологий являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это хорошее средство для решения многих детских

проблем. Они сочетают в себе комплекс расслабляющего массажа и элементов

пальчиковой гимнастики, позволяющий взрослому провести профилактические

мероприятия по снижению детской агрессии, а также создать положительный

эмоциональный настрой у малыша.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой

моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с

использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,

пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и

непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту

реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей,

дают первоначальные математические представления и экологические знания,

обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное

эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. У детей при ряде

речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени

Если кроха наотрез отказывается от любых пальчиковых упражнений,

обратитесь к невропатологу или, еще лучше, к нейропсихологу: это может

свидетельствовать о незаметных неопытному человеку, но достаточно серьезных

неврологических проблемах.

Пальчиковые игры помогут вашему малышу развить внимание и терпение,

стимулировать фантазию, проявление творческих способностей, научиться

управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных

координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов, ощутить

радость взаимопонимания без слов.

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений решают

комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в

целом; оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают

работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению

физических нагрузок; способствуют усвоению детьми различного ритма,

автоматизируют согласованную деятельность рук у детей; улучшают

подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук,

совершенствуя их координацию, тем самым способствуют укреплению общего

состояния здоровья детей; занятия по коррекции тонких движений пальцев рук

позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов,

перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе

индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их

в метании, лазанье, ходьбе.

Игры, направленные на снятие агрессии – помогают детям выплеснуть гнев,

снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в

нужное «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.

Как играть в пальчиковые игры? (несколько методических рекомендаций к

проведению пальчиковых игр) - Начинать пальчиковую гимнастику

рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно

использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками или дети

разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. -

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза

пальцев и кисти, обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая

необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет

подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт

необходимый эмоциональный настрой. - Постепенно от показа переходят к

словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова

показывается верная поза). - Если ребенок не может самостоятельно принять

позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и

действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну

руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. - Все

упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой

рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Гимнастика должна быть

простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук, развивать и

укреплять все мышцы. - Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно

нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. - При выполнении

упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки

(особенно безымянный и мизинчик–они самые ленивые). - Необходимо следить

за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного

движения на другое. - Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись

детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили

радость. Добровольность выполнения игр, ребенок должен играть с

удовольствием. - Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном,

чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается

помощь. - В идеале: каждое упражнение имеет своё название, длиться

несколько минут и повторяется в течение занятия 2 – 3 раза. - При повторных

проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично

(особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть,

дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. - Выбрав два или

три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся

игры оставляйте в своём репертуаре и возвращайтесь к ним по желанию детей.

- Очень чётко придерживайтесь следующего правила: не ставьте перед детьми

несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и

произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и

невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. - Никогда не

принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно,

ликвидируйте их (например, изменив задание), поменяйте игру. - Пальцы левой

и правой рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения нужно

расслаблять пальцы (например, потрясти). - Обязательно чередуйте три типа

движений: сжатие, растяжение, расслабление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)

В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...

Консультация для родителей "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями"

Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, инструкторам по физической культуре....

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Пальчиковые гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Она развивает мелкую моторику и...

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ТНР

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи....

«Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...