Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей:
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.odt | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.
Подготовила:
Шенкао А.А.
На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования
к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества
постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом все труднее
становится соответствовать повышенным требованиям. Отмечается
значительный рост нарушений развития у детей. Для психологического здоровья
ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик,
позволяющих не только адаптироваться к окружающей среде, но и, развиваясь
самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае
психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности
развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей
возрастной задачи.
Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением
стремительно растет. Так же стремительно растет число детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных
условий обучения и воспитания.
Агрессия - это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам
существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб
людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная агрессивность
является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Те или иные формы
агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями
здоровья. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно
с усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления детской
агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения.
Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья частые конфликты с
окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий характер и сложнее
поддаются коррекции.
Истоки агрессии детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую
очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей
влияют не только сознательные и целеустремленные воспитательные
воздействия, но особенности поведения родителей. Родители, как правило, не
видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их
последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные
ситуации в поведении детей крайне редко возникает внезапно. Агрессивное
поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с
ограниченными возможностями здоровья, так как это наиболее быстрый и
эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении
агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если
родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не
препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти
проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Поэтому детям с ограниченными возможностями здоровья, необходимо
обеспечить психолого-педагогическим сопровождением, что является на
сегодняшний день актуальным.
Для решения выявленных проблем у детей одним из многих инструментов
психотерапевтических технологий являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это хорошее средство для решения многих детских
проблем. Они сочетают в себе комплекс расслабляющего массажа и элементов
пальчиковой гимнастики, позволяющий взрослому провести профилактические
мероприятия по снижению детской агрессии, а также создать положительный
эмоциональный настрой у малыша.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и
непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту
реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей,
дают первоначальные математические представления и экологические знания,
обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное
эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. У детей при ряде
речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени
Если кроха наотрез отказывается от любых пальчиковых упражнений,
обратитесь к невропатологу или, еще лучше, к нейропсихологу: это может
свидетельствовать о незаметных неопытному человеку, но достаточно серьезных
неврологических проблемах.
Пальчиковые игры помогут вашему малышу развить внимание и терпение,
стимулировать фантазию, проявление творческих способностей, научиться
управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных
координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов, ощутить
радость взаимопонимания без слов.
Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений решают
комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в
целом; оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают
работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению
физических нагрузок; способствуют усвоению детьми различного ритма,
автоматизируют согласованную деятельность рук у детей; улучшают
подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук,
совершенствуя их координацию, тем самым способствуют укреплению общего
состояния здоровья детей; занятия по коррекции тонких движений пальцев рук
позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов,
перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе
индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их
в метании, лазанье, ходьбе.
Игры, направленные на снятие агрессии – помогают детям выплеснуть гнев,
снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в
нужное «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.
Как играть в пальчиковые игры? (несколько методических рекомендаций к
проведению пальчиковых игр) - Начинать пальчиковую гимнастику
рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно
использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками или дети
разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. -
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза
пальцев и кисти, обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая
необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет
подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт
необходимый эмоциональный настрой. - Постепенно от показа переходят к
словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова
показывается верная поза). - Если ребенок не может самостоятельно принять
позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и
действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну
руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. - Все
упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой
рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Гимнастика должна быть
простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук, развивать и
укреплять все мышцы. - Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно
нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. - При выполнении
упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки
(особенно безымянный и мизинчик–они самые ленивые). - Необходимо следить
за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного
движения на другое. - Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись
детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили
радость. Добровольность выполнения игр, ребенок должен играть с
удовольствием. - Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном,
чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается
помощь. - В идеале: каждое упражнение имеет своё название, длиться
несколько минут и повторяется в течение занятия 2 – 3 раза. - При повторных
проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично
(особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть,
дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. - Выбрав два или
три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся
игры оставляйте в своём репертуаре и возвращайтесь к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживайтесь следующего правила: не ставьте перед детьми
несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и
произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и
невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. - Никогда не
принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно,
ликвидируйте их (например, изменив задание), поменяйте игру. - Пальцы левой
и правой рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения нужно
расслаблять пальцы (например, потрясти). - Обязательно чередуйте три типа
движений: сжатие, растяжение, расслабление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".
Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)
В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...
Консультация для родителей "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями"
Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, инструкторам по физической культуре....
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Пальчиковые гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Она развивает мелкую моторику и...
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ТНР
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи....
«Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...
Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...