Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ТНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Морозова Мария Игоревна

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik.gimn_.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт- задерживается и развитие речи. Кроме того, гимнастика для пальчиков, помогает ребёнку при рисовании, письме, лепке, любой бытовой и игровой деятельности.

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцев рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).

В чем польза пальчиковой гимнастики для ребенка?

Во-первых, пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание, что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура.

Во-вторых, развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием.

В-третьих, высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”.

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М. М. Кольцова (1973, с. 139) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т. д.

Разучивание текстов с использованием “ пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

Постоянные занятия с детьми пальчиковыми гимнастиками, способствуют тому, что выполнения упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитию речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает чёткость речи. У детей интенсивно развивается память, воображение и фантазии. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию движений пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми (из опыта работы)

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и ...

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)

В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Пальчиковые гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Она развивает мелкую моторику и...

«Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...

Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.

Консультация для родителей:Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ....