Лексическая тема "Транспорт"
учебно-методический материал (средняя группа)
Уважаемые родители, у нас сейчас тема недели "Транспорт". Задачи: формировать представления о транспорте и его назначении. Закрепить в пассивной речи существительное с обобщающим значением транспорт. Уточнить и расширить словарь по теме (машина, автобус, троллейбус, трамвай, остановка, самолёт, пароход, поезд, кабина, кузов, колесо, перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, грузовой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_transport.docx | 681.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Транспорт»
Задание № 1 Рекомендации родителям.
- Рассмотреть дома с ребёнком картинки или игрушки: самолёт, вертолёт, легковой автомобиль, самосвал, лодку, корабль.
- Объяснить, что это всё может называться одним словом - «транспорт».
- Рассказать, что транспорт бывает: наземный, воздушный, водный.
Задание № 2 Отгадать загадки.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (Транспорт)
Задание № 3 Артикуляционная гимнастика
Чтобы говорить чётко и красиво
Чисто и неторопливо,
Нам нужно постараться,
В упражнениях для язычка и губ потренироваться.
- Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.
- Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов),
- Замок на пульте управления открывается и закрывается (зубы в оскале смыкаются и размыкаются).
- Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.
- Прежде чем е. мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?
- Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д. (язык стучит в верхние передние зубы)
- Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”улыбнуться, рот приоткрыть, широкий язык положить на нижнюю губу).
Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр.
- И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т.д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).
- На горку … (въехала), вниз … (съехала) и опять … (по 3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).
Приехала машина на автозаправочную станцию. Для чего? Чтобы заправиться бензином.
Открываем топливный бак у машины (упражнение «Трубочка» втянуть губы как для произношения звука «у» в образовавшееся «окошечко» просунуть свернутый трубочкой), наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свёрнутому желобком языку).
Машина заправлена, можно ехать.
Далее упражнения выполняются в обратном порядке.
Задание № 4 Упражнения на развитие речевого дыхания.
«Чей самолёт дальше улетит?» Ребёнок сидит за столом, перед ним бумажный самолётик. Вдох, пауза, на выдохе ребёнок передвигает самолётик по столу.
«Плывёт кораблик» Для игры нужен таз, наполненный водой, и бумажный кораблик. Ребёнок делает вдох, затем спокойно дует на кораблик, стараясь перевести его на «другой берег». Следить, чтобы щёки не надувались.
Задание № 5 Пальчиковая гимнастика.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим) В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки) Они очень редко заходят сюда.
Задание № 6 Рассмотрите с ребёнком картинки с транспортными средствами.
Если транспорт едет по дороге – он наземный;
Если летит по воздуху – воздушный;
Если плывет по воде – водный;
Если по железной дороге – железнодорожный.
Поговорите о профессиях на транспорте. Рассказать, что, грузовые машины перевозят различные грузы, легковые — людей.
Задание № 7 Игры и упражнения.
Упражнение «Подбери профессии».
На «скорой помощи» работает врач.
На пожарной машине работает…
На полицейской машине работает…
На такси работает…
На поезде работает…
На машине работает…
Упражнение «Кто чем управляет?» предлагаем детям продолжить предложения.
Машинист управляет...
Водитель управляет...
Капитан управляет...
Велосипедист управляет...
Пилот управляет...
Мотоциклист управляет...
Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.
Каждый выбирает по машине. Теперь мы кто? (Водители).
Взрослый читает стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
Въехали … , (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),
Яму … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),
Во двор … (заехали), вот и … (приехали).
Упражнение «Вы, колесики, крутитесь!» на координацию речи с движениями.
Вы, колесики, крутитесь (быстро вращать руками перед грудью).
Быстро, быстро, быстро мчитесь.
Раз, два, три – остановитесь! (перестать вращать руками).
Игра «Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
Упражнение «Один — много»
Машина - машины
Грузовик - грузовики
Колесо - колеса
Кабина - кабины
Фара - фары
Груз - грузы
Пассажир - пассажиры.
Упражнение «Что общего?»
У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;
у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве;
у самолета и вертолета – …;
у велосипеда и мотоцикла – …
Задание № 8 Стихи для чтения и заучивания наизусть.
* * *
Едем с папой на машине,
Есть у нас автомобиль.
На просёлочной дороге
Позади клубится пыль.
Я кричу: «Скорее, папа,
Нажимай на тормоза,
Видишь, вышла на дорогу
Неучёная коза».
Мне понятно без ученья,
А коза — ей не понять
То, что правила движенья
Нужно строго соблюдать. В. Мирясова.
***
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик-светофор, как дирижёр в оркестре,
Укажет он, кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже —
На перекрёстках всех дорог нам светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю. В. Мирясова.
Текст для пересказа.
Мы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал:
— Почему? Мама тоже сказала:
— Почему все стали? А шофёр говорит:
— Вон видите красный фонарик? Светофор? И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.
— И долго мы стоять будем? А шофёр говорит:
— Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем. И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным. И шофёр сказал:
— Теперь можно: зелёный огонь. Мы поехали.
Б. Житков.
Вопросы:
Почему остановился весь транспорт на дороге?
Что сказал шофёр?
Какие сигналы давал светофор?
Загадки.
Дом — чудесный бегунок На своей восьмёрке ног. Бегает аллейкой По стальным двум змейкам. (Трамвай.) | Длинной шеей поверчу, Груз тяжёлый подхвачу. Где прикажут — положу, Человеку я служу! (Подъёмный кран.) |
Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус.) | К нам во двор забрался «крот», Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. (Экскаватор.) |
Что такое — отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колёса на резине. (Троллейбус.) | Вот утюг так утюг! Ах, какой огромный! Он прошёл — дорога вдруг Стала гладкой, ровной! (Каток.) |
Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком. Они перевозят различные грузы — Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики.) | Мчится огненной стрелой, Полотно, а не дорожка, Мчится вдаль машина. И зальёт пожар любой Смелая дружина. (Пожарная машина.) |
Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём! Только лучше правь рулём! (Велосипед.) | Конь не конь — сороконожка. По дорожке той ползёт, Весь обоз один везёт. (Поезд.) |
Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет — Пять плугов тащит. (Трактор.) | Эта сильная машина Едет на огромных шинах. Сразу полгоры убрал Семитонный… (самосвал). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...