консультация "изучение информационной сферы"
консультация (подготовительная группа)

Филиппова Светлана Владимировна

 

Изучения мотивационной сферы

1. Методика «Беседа о школе»

Автор методики Т.А. Нежнова.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Форма проведения: индивидуальная.

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов его ориентации в отношении школы и обучения: ориентацию на содержание учебной деятельности (ответы, А); на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (ответы Б); на внешкольные виды деятельности и условия (ответы В). Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника.

Вопросы:

1. Хочешь ли ты учиться в школе?
А. Очень хочу (2 балла).
Б. Так себе, не знаю (1 балл).
В. Не хочу (0 баллов).

2. Почему ты хочешь учиться в школе?
А. Интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. (2 балла).
Б. Интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д. (1 балл).
В. Внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала, что так надо (0 баллов).

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят)?
А. Освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учим буквы, решаем задачи и т. д. (2 балла).
Б. Приобретение формы, школьных принадлежностей: купили школьный костюм, ранец, тетрадки, пенал и т. д. (1 балл).
В. Занятия, не относящиеся к школе: занимаюсь в подготовительной группе в детском саду, хожу на подготовительные занятия в детскую студию и т. д. (0 баллов).

4. (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он уже в школе.) Понравилось ли тебе в школе? Что тебе больше всего понравилось или не понравилось?
А. Уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка (2 балла).
Б. Внеучебные занятия и прочие моменты, не связанные с учением: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса (1 балл).
В. Уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе (0 баллов).

5. Если бы тебе не надо было ходить в детский сад и школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы день?
А. Занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д. (2 балла).
Б. Дошкольные занятия: рисовал, конструировал (1 балл).
В. Занятия, не имеющие отношения к школе: играл, гулял, помогал по хозяйству, ухаживал за животными (0 баллов).

Интерпретация результатов:

  • 9–10 баллов свидетельствуют о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной);
  • 5–8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования).
  • 0–4 балла свидетельствуют об отсутствии у ребенка интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

2. Экспериментальная беседа

Автор методики Н. И. Гуткина.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Форма проведения: индивидуальная.

Беседа состоит из 12 вопросов:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
5. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Если какая-то работа у тебя не получается, ты бросаешь ее или стараешься выполнить?
9. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
11. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?
12. Хотел бы ты во время игры в школу, чтобы урок был длиннее перемены или, наоборот, перемена длиннее урока? Почему?

Обработка результатов. Анализ ответов на вопросы показывает сформированность   или несформированность  внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак ±.

Ключевыми являются вопросы: 2–8, 10–12.

Вопросы 1 и 9 не являются ключевыми (они неинформативны, обычно все дети отвечают на них утвердительно).

Если ребенок хочет в школу, то на вопрос 2, как правило, отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание учиться в школе, отвечая на вопрос 7. Одни говорят, что хотят в школу, для того чтобы научиться читать, писать и т. д. Другие отвечают, что им надоело в детском саду, не хочется спать после обеда и т. д. (т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка).

Вопросы 3–6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Некоторое представление о последнем дает ответ на вопрос 6 (о любимых книгах).

Ответ на вопрос 8 позволяет судить о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если он еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 10, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то во время игры в школу, как правило, выбирает роль ученика (вопрос 11) и предпочитает, чтобы урок был длиннее перемены (вопрос 12). Если же он еще не очень хочет учиться, то, соответственно, выбирает роль учителя и предпочитает перемену.

3. Методика исследования мотивации учения

Авторская модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Цель: исследование уровня мотивации у старших дошкольников.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Оборудование: стимульный материал к методике, листы бумаги с изображением трех квадратиков, наборы карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый) по числу детей.

Примечание. При проведении диагностики с группой необходимо посадить детей по одному за стол.

Инструкция педагога-психолога: Сейчас я прочитаю вам (тебе) рассказ. В одном городе жили-были мальчики и девочки, такие же, как вы (ты). Им, как и вам (тебе), было 6–7 лет. И они, как и вы (ты), собирались идти в школу. Сейчас я вас (тебя) с ними познакомлю. Вот они.

Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я не пошел бы в школу». (На стол перед ребенком или на магнитную доску педагог-психолог выкладывает карточку с изображением женщины с указующим жестом и ребенка с портфелем в руках перед ней [внешний мотив], с красным квадратиком в углу.)

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я все равно училась бы». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, сидящего за партой [учебный мотив], с синим квадратиком в углу.)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух детей, играющих в мяч [игровой мотив], с желтым квадратиком в углу.)

Третий мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что хочу быть большим. В школе я буду взрослым, а сейчас я маленький». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух человек, стоящих спиной друг к другу: у того, который повыше, в руках портфель, у того, который пониже, — игрушечный автомобиль [позиционный мотив], с зеленым квадратиком в углу.)

Вторая девочка сказала: «Я пойду в школу, потому что учиться нужно. Без учения никакого дела не сделаешь, а когда выучишься, можешь стать кем захочешь». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением человека с портфелем в руках, направляющегося к зданию [социальный мотив], с коричневым квадратиком в углу.)

Четвертый мальчик сказал: «Я пойду в школу, чтобы получать пятерки». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь [отметка], с оранжевым квадратиком в углу.)

Посмотрите, ребята, у каждого мальчика и у каждой девочки свой цвет.

А теперь я вам раздам листочки. На них нарисованы три пустых окошка. Я буду задавать вам вопросы, а вы — отвечайте и закрашивайте окошко тем цветом, которым считаете нужным.

Как вы думаете, кто из ребят прав? Выберите и закрасьте первое окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе играть? Выберите и закрасьте второе окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе учиться? Выберите и закрасьте третье окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

Дети последовательно осуществляют выбор. Если в ответе ребенка недостаточно прослеживается содержание, нужно задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (эта девочка) сказал (сказала)?" Это нужно для того, чтобы быть уверенным в том, что ребенок осуществил свой выбор исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации на обучение свидетельствует отсутствие предпочтений (различные подходы во всех ситуациях).

Изучения уровня познавательных процессов

 

Методика 1 . Изучение непроизвольного запоминания

 

Для изучения непроизвольного характера запоминания в дошкольном возрасте используются следующие два методических приема:

1. В инструкции не дается установки на запоминание.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

 

1. Рыба.

2. Ведро.

3. Кукла.

4. Молоток.

5. Портфель.

6. Санки.

7. Елка.

8. Часы.

9. Чашка.

10. Телевизор.

 

 

Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

 

2. Приготовьте набор из 16 карточек, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

Предложите ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ребенком не ставиться задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок.

После того как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не более 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал. Обработка результатов и уровень оценки см. выше.

 

Методика 2. Изучение произвольного запоминания

 

Для изучения произвольного характера запоминания в дошкольном возрасте существуют также два методических приема.

1 методический прием. Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный по содержанию и трудности набору при непроизвольном запоминании (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа каждой картинки – 5сек. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте (при непроизвольном запоминании). Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти – произвольный или непроизвольный – оказался более продуктивным. Обратите внимание, какие картинки дети запоминают чаще, одинаковые ли картинки запоминают мальчики и девочки? Проанализируйте поведение детей в опытах (отношение к задаче, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материалу, речевые реакции и т.п.).

2 методический прием. Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

 

1. Мяч.

2. Яблоко.

3. Гриб.

4. Морковка.

5. Бабочка.

6. Шапка.

7. Матрешка.

8. Цыпленок.

9. Мак.

10. Грузовик.

 

 

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

Анализ результатов производится так же, как и при использовании первого методического приема.

 

Методика 3. Изучение оперативной слуховой памяти

 

Назначение. Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Оборудование. Набор из 10 слов.

 

1. Дом.

2. Солнце.

3. Ворона.

4. Часы.

5. Карандаш.

6. Молоко.

7. Стол.

8. Снег.

9. Окно.

10. Книжка.

 

 

Инструкция. Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура выполнения. Слова предъявляют в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно ‑ окна).

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

 

Методика 4. Изучение наглядно-образной памяти

 

Подберите для занятия с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе). Количество наборов произвольно, но не больше 3-4.

Задание 1. Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребенок запомнил и какие признаки выделил, а какие признаки не смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т.д.).

Задание 2. Предъявите другой набор картинок или игрушек, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Сравните полученные данные.

В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача – научить каждого ребенка внимательно рассматривать запоминаемый объект, составлять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведении. Овладение приемами запечатления образа является одним из главных условий успешности мнемической деятельности детей 4-5 лет.

 

Экспресс – диагностика познавательных процессов дошкольников

 

Экспресс – диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей трех-семи лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризует интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 мин.) определить успешность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты количественно:

Задание выполнено полностью              + (3 балла);

1-2 ошибки в задании                            + (2 балла);

3 и более ошибок                                 + (1 балл);

не понимает задания, не выполняет      ‑ (0 баллов).

 

Задание 1. «Ознакомительная беседа»

 

А. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (число , месяц, время года).

В. Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего правого уха? А левой рукой до правого глаза?

Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А», учитывается контактность ребенка; группы «Б» – отражается особенность восприятия временных понятий; группы «В» – пространственных понятий (лево - право).

 

Задание 2. «Кубики–вкладыши» (Можно использовать пирамидки, матрешки, «ведерки»)

 

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить?

(взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный…маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (от 1 до 9).

Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1).

Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких).

Е. Попробуй собрать кубики и сложить их вместе.

Оценивая результаты, анализируются:

А – контактность ребенка, сила социальных запретов.

Б – восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

В – навык прямого счета.

Г – навык обратного счета.

Д – сформированность понятия числа.

Е – сформированность мышления («пробы и ошибки» – наглядно-действенное мышление; внутренние представления – наглядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

 

Задание 3. «Чудесные окошки»

 

Стимульный материал: 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко»).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравиться по цвету, по форме.

Оценивая результаты, анализируются:

А – восприятие цвета, формы.

Б – эмоциональные предпочтения.

 

Задание 4. «Семена»

 

Оборудование: карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) – от 3 до 9 карточек.

Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего – 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помогу продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет «семена»).

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку). Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Оценивая результаты, анализируются:

А – способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез).

Б – развитие зрительного внимания и памяти.

 

Задание 5. «Попугайчик»

 

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то-ца (ребенок повторяет); то-ца-му (ребенок повторяет); то-ца-му-де  (ребенок повторяет); то-ца-му-де (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу(ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча-ле (ребенок повторяет).

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко).

В. Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты будешь его заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар …..сладкий.

Днем светло, а ночью ….

Ходишь ногами, а бросаешь …

У собачки маленькие щенята, а у лошадки маленькие …

У птицы перья, а у рыбы …

Оценивая результаты, анализируются:

А – кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат – более пяти слогов).

Б – объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат – более пяти слов).

В – способности ребенка к аналогиям.

 

Задание 6. «Волшебные картинки»

 

Оборудование: 1) три картинки: а) 1-я разрезанная на две части;

б) 2-я ‑ на четыре части; в) 3-я – на шесть частей;

2) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).

А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. Взрослый предлагает сначала сложный уровень – 6 частей, затем средний – 4 картинки, последний – простой – 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Оценивая результаты, анализируются:

А – целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи.

Б – развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.

 

Задание 7. «Зайчик»

 

Оборудование: простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Б. Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!

Оценивая результат, анализируются:

А – ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность).

Б – развитие большой моторики, координация и выразительность движений.

Результаты обследования фиксируются в протоколе, обрабатывается количественно.

В процессе экспресс - диагностики взрослый наблюдает за эмоциональным проявлением ребенка, оценивает произвольность, выносливость, темп деятельности.

 

Изучения особенностей социального и эмоционального развития дошкольников

Методика «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы»

Автор: Г. А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Источник: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по детской психологии // 1995,

Цель: Изучение представлений о себе, самооценки и соотношения « Я –реального» и « Я –идеального»

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого

ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми: внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности" навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.п.

Ход исследования:

Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика.

Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых" (говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре"), а в другую стопку - фотографии детей "не очень добрых" ("не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками" и т.д.). Фотографии детей, которые "только иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию

ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки,  данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии три раза.

Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.

Обработка данных

Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу.

Таблица

Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников

Фамилия, имя

 ребенка

Оценка сверстников

Самооценка

 

Нравствен-ные

качества

внешняя привлека- тельность

волевые качества

нравст-

венные

качества

внешняя

привлека-

тельность

волевые

качества

       

Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, - -1.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.

Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе: 27

а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным положением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок;

б) выясняют существование половой дифференциации во взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности симпатий;

в) устанавливают уровень самоооценки.

3. Методика определения социальных качеств

«Цветовой тест отношений»

Автор: Эткинд А.М. и  Е.Ф. Бажин

Источник: Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. //Общая психодиагностика. М., 1987. с. 221-227.

Цель:  изучение субъективных коррелятов цветового портрета, под которыми подразумевается специфическое отношение, вкладываемое в определенный цвет.

Инструкция: Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш  и ластики предлагается нарисовать:

1.Мама;   2. Папа;  3.Брат; 4. Сестра;  5.Воспитатель;  6. Друзья

(Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам)

«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО:
1.Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2.Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3.Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4.Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
5.Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6.Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7.Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8.Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию.Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

 

 

Инструкция:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами». И так по каждой карточке.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 –7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание, 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессиисо страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежание необъективных выводов.

Изучения уровня развития представления детей по различным областям знаний

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста.

Изучение словарного запаса.

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

Инструкция:

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Результаты:

Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

 

Изучение лексико- грамматического строя речи.

Морфология.

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал:  девочка «рисует » красками, а мальчик лепит из глины «матрешек »; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кино»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izucheniya_motivatsionnoy_sfery.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

Изучения мотивационной сферы

1. Методика «Беседа о школе»

Автор методики Т.А. Нежнова.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Форма проведения: индивидуальная.

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов его ориентации в отношении школы и обучения: ориентацию на содержание учебной деятельности (ответы, А); на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (ответы Б); на внешкольные виды деятельности и условия (ответы В). Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника.

Вопросы:

1. Хочешь ли ты учиться в школе?
А. Очень хочу (2 балла).
Б. Так себе, не знаю (1 балл).
В. Не хочу (0 баллов).

2. Почему ты хочешь учиться в школе?
А. Интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. (2 балла).
Б. Интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д. (1 балл).
В. Внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала, что так надо (0 баллов).

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят)?
А. Освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учим буквы, решаем задачи и т. д. (2 балла).
Б. Приобретение формы, школьных принадлежностей: купили школьный костюм, ранец, тетрадки, пенал и т. д. (1 балл).
В. Занятия, не относящиеся к школе: занимаюсь в подготовительной группе в детском саду, хожу на подготовительные занятия в детскую студию и т. д. (0 баллов).

4. (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он уже в школе.) Понравилось ли тебе в школе? Что тебе больше всего понравилось или не понравилось?
А. Уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка (2 балла).
Б. Внеучебные занятия и прочие моменты, не связанные с учением: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса (1 балл).
В. Уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе (0 баллов).

5. Если бы тебе не надо было ходить в детский сад и школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы день?
А. Занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д. (2 балла).
Б. Дошкольные занятия: рисовал, конструировал (1 балл).
В. Занятия, не имеющие отношения к школе: играл, гулял, помогал по хозяйству, ухаживал за животными (0 баллов).

Интерпретация результатов:

  • 9–10 баллов свидетельствуют о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной);
  • 5–8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования).
  • 0–4 балла свидетельствуют об отсутствии у ребенка интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

2. Экспериментальная беседа

Автор методики Н. И. Гуткина.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Форма проведения: индивидуальная.

Беседа состоит из 12 вопросов:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
5. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Если какая-то работа у тебя не получается, ты бросаешь ее или стараешься выполнить?
9. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
11. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?
12. Хотел бы ты во время игры в школу, чтобы урок был длиннее перемены или, наоборот, перемена длиннее урока? Почему?

Обработка результатов. Анализ ответов на вопросы показывает сформированность   или несформированность  внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак ±.

Ключевыми являются вопросы: 2–8, 10–12.

Вопросы 1 и 9 не являются ключевыми (они неинформативны, обычно все дети отвечают на них утвердительно).

Если ребенок хочет в школу, то на вопрос 2, как правило, отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание учиться в школе, отвечая на вопрос 7. Одни говорят, что хотят в школу, для того чтобы научиться читать, писать и т. д. Другие отвечают, что им надоело в детском саду, не хочется спать после обеда и т. д. (т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка).

Вопросы 3–6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Некоторое представление о последнем дает ответ на вопрос 6 (о любимых книгах).

Ответ на вопрос 8 позволяет судить о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если он еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 10, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то во время игры в школу, как правило, выбирает роль ученика (вопрос 11) и предпочитает, чтобы урок был длиннее перемены (вопрос 12). Если же он еще не очень хочет учиться, то, соответственно, выбирает роль учителя и предпочитает перемену.

3. Методика исследования мотивации учения

Авторская модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Цель: исследование уровня мотивации у старших дошкольников.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Оборудование: стимульный материал к методике, листы бумаги с изображением трех квадратиков, наборы карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый) по числу детей.

Примечание. При проведении диагностики с группой необходимо посадить детей по одному за стол.

Инструкция педагога-психолога: Сейчас я прочитаю вам (тебе) рассказ. В одном городе жили-были мальчики и девочки, такие же, как вы (ты). Им, как и вам (тебе), было 6–7 лет. И они, как и вы (ты), собирались идти в школу. Сейчас я вас (тебя) с ними познакомлю. Вот они.

Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я не пошел бы в школу». (На стол перед ребенком или на магнитную доску педагог-психолог выкладывает карточку с изображением женщины с указующим жестом и ребенка с портфелем в руках перед ней [внешний мотив], с красным квадратиком в углу.)

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я все равно училась бы». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, сидящего за партой [учебный мотив], с синим квадратиком в углу.)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух детей, играющих в мяч [игровой мотив], с желтым квадратиком в углу.)

Третий мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что хочу быть большим. В школе я буду взрослым, а сейчас я маленький». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух человек, стоящих спиной друг к другу: у того, который повыше, в руках портфель, у того, который пониже, — игрушечный автомобиль [позиционный мотив], с зеленым квадратиком в углу.)

Вторая девочка сказала: «Я пойду в школу, потому что учиться нужно. Без учения никакого дела не сделаешь, а когда выучишься, можешь стать кем захочешь». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением человека с портфелем в руках, направляющегося к зданию [социальный мотив], с коричневым квадратиком в углу.)

Четвертый мальчик сказал: «Я пойду в школу, чтобы получать пятерки». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь [отметка], с оранжевым квадратиком в углу.)

Посмотрите, ребята, у каждого мальчика и у каждой девочки свой цвет.

А теперь я вам раздам листочки. На них нарисованы три пустых окошка. Я буду задавать вам вопросы, а вы — отвечайте и закрашивайте окошко тем цветом, которым считаете нужным.

Как вы думаете, кто из ребят прав? Выберите и закрасьте первое окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе играть? Выберите и закрасьте второе окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе учиться? Выберите и закрасьте третье окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

Дети последовательно осуществляют выбор. Если в ответе ребенка недостаточно прослеживается содержание, нужно задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (эта девочка) сказал (сказала)?" Это нужно для того, чтобы быть уверенным в том, что ребенок осуществил свой выбор исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации на обучение свидетельствует отсутствие предпочтений (различные подходы во всех ситуациях).

Изучения уровня познавательных процессов

 

Методика 1 . Изучение непроизвольного запоминания

 

Для изучения непроизвольного характера запоминания в дошкольном возрасте используются следующие два методических приема:

1. В инструкции не дается установки на запоминание.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

 

1. Рыба.

2. Ведро.

3. Кукла.

4. Молоток.

5. Портфель.

6. Санки.

7. Елка.

8. Часы.

9. Чашка.

10. Телевизор.

 

 

Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

 

2. Приготовьте набор из 16 карточек, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

Предложите ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ребенком не ставиться задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок.

После того как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не более 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал. Обработка результатов и уровень оценки см. выше.

 

Методика 2. Изучение произвольного запоминания

 

Для изучения произвольного характера запоминания в дошкольном возрасте существуют также два методических приема.

1 методический прием. Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный по содержанию и трудности набору при непроизвольном запоминании (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа каждой картинки – 5сек. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте (при непроизвольном запоминании). Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти – произвольный или непроизвольный – оказался более продуктивным. Обратите внимание, какие картинки дети запоминают чаще, одинаковые ли картинки запоминают мальчики и девочки? Проанализируйте поведение детей в опытах (отношение к задаче, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материалу, речевые реакции и т.п.).

2 методический прием. Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

 

1. Мяч.

2. Яблоко.

3. Гриб.

4. Морковка.

5. Бабочка.

6. Шапка.

7. Матрешка.

8. Цыпленок.

9. Мак.

10. Грузовик.

 

 

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

Анализ результатов производится так же, как и при использовании первого методического приема.

 

Методика 3. Изучение оперативной слуховой памяти

 

Назначение. Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Оборудование. Набор из 10 слов.

 

1. Дом.

2. Солнце.

3. Ворона.

4. Часы.

5. Карандаш.

6. Молоко.

7. Стол.

8. Снег.

9. Окно.

10. Книжка.

 

 

Инструкция. Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура выполнения. Слова предъявляют в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно - окна).

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

 

Методика 4. Изучение наглядно-образной памяти

 

Подберите для занятия с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе). Количество наборов произвольно, но не больше 3-4.

Задание 1. Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребенок запомнил и какие признаки выделил, а какие признаки не смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т.д.).

Задание 2. Предъявите другой набор картинок или игрушек, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Сравните полученные данные.

В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача – научить каждого ребенка внимательно рассматривать запоминаемый объект, составлять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведении. Овладение приемами запечатления образа является одним из главных условий успешности мнемической деятельности детей 4-5 лет.

 

Экспресс – диагностика познавательных процессов дошкольников

 

Экспресс – диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей трех-семи лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризует интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 мин.) определить успешность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты количественно:

Задание выполнено полностью              + (3 балла);

1-2 ошибки в задании                            + (2 балла);

3 и более ошибок                                 + (1 балл);

не понимает задания, не выполняет      - (0 баллов).

 

Задание 1. «Ознакомительная беседа»

 

А. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (число , месяц, время года).

В. Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего правого уха? А левой рукой до правого глаза?

Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А», учитывается контактность ребенка; группы «Б» – отражается особенность восприятия временных понятий; группы «В» – пространственных понятий (лево - право).

 

Задание 2. «Кубики–вкладыши» (Можно использовать пирамидки, матрешки, «ведерки»)

 

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить?

(взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный…маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (от 1 до 9).

Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1).

Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких).

Е. Попробуй собрать кубики и сложить их вместе.

Оценивая результаты, анализируются:

А – контактность ребенка, сила социальных запретов.

Б – восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

В – навык прямого счета.

Г – навык обратного счета.

Д – сформированность понятия числа.

Е – сформированность мышления («пробы и ошибки» – наглядно-действенное мышление; внутренние представления – наглядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

 

Задание 3. «Чудесные окошки»

 

Стимульный материал: 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко»).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравиться по цвету, по форме.

Оценивая результаты, анализируются:

А – восприятие цвета, формы.

Б – эмоциональные предпочтения.

 

Задание 4. «Семена»

 

Оборудование: карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) – от 3 до 9 карточек.

Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего – 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помогу продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет «семена»).

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку). Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Оценивая результаты, анализируются:

А – способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез).

Б – развитие зрительного внимания и памяти.

 

Задание 5. «Попугайчик»

 

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то-ца (ребенок повторяет); то-ца-му (ребенок повторяет); то-ца-му-де  (ребенок повторяет); то-ца-му-де (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу(ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча-ле (ребенок повторяет).

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко).

В. Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты будешь его заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар …..сладкий.

Днем светло, а ночью ….

Ходишь ногами, а бросаешь …

У собачки маленькие щенята, а у лошадки маленькие …

У птицы перья, а у рыбы …

Оценивая результаты, анализируются:

А – кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат – более пяти слогов).

Б – объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат – более пяти слов).

В – способности ребенка к аналогиям.

 

Задание 6. «Волшебные картинки»

 

Оборудование: 1) три картинки: а) 1-я разрезанная на две части;

б) 2-я - на четыре части; в) 3-я – на шесть частей;

2) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).

А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. Взрослый предлагает сначала сложный уровень – 6 частей, затем средний – 4 картинки, последний – простой – 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Оценивая результаты, анализируются:

А – целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи.

Б – развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.

 

Задание 7. «Зайчик»

 

Оборудование: простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Б. Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!

Оценивая результат, анализируются:

А – ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность).

Б – развитие большой моторики, координация и выразительность движений.

Результаты обследования фиксируются в протоколе, обрабатывается количественно.

В процессе экспресс - диагностики взрослый наблюдает за эмоциональным проявлением ребенка, оценивает произвольность, выносливость, темп деятельности.

 

Изучения особенностей социального и эмоционального развития дошкольников

Методика «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы»

Автор: Г. А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Источник: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по детской психологии // 1995,

Цель: Изучение представлений о себе, самооценки и соотношения « Я –реального» и « Я –идеального»

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого

ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми: внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности" навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.п.

Ход исследования:

Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика.

Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых" (говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре"), а в другую стопку - фотографии детей "не очень добрых" ("не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками" и т.д.). Фотографии детей, которые "только иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию

ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки,  данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии три раза.

Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.

Обработка данных

Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу.

Таблица

Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников

Фамилия, имя

 ребенка

Оценка сверстников

Самооценка

Нравствен-ные

качества

внешняя привлека- тельность

волевые качества

нравст-

венные

качества

внешняя

привлека-

тельность

волевые

качества

Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, - -1.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.

Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе: 27

а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным положением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок;

б) выясняют существование половой дифференциации во взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности симпатий;

в) устанавливают уровень самоооценки.

3. Методика определения социальных качеств

«Цветовой тест отношений»

Автор: Эткинд А.М. и  Е.Ф. Бажин

Источник: Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. //Общая психодиагностика. М., 1987. с. 221-227.

Цель:  изучение субъективных коррелятов цветового портрета, под которыми подразумевается специфическое отношение, вкладываемое в определенный цвет.

Инструкция: Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш  и ластики предлагается нарисовать:

1.Мама;   2. Папа;  3.Брат; 4. Сестра;  5.Воспитатель;  6. Друзья

(Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам)

«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО:
1.Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2.Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3.Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4.Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
5.Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6.Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7.Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8.Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию.Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

Инструкция:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами». И так по каждой карточке.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 –7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание, 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессиисо страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежание необъективных выводов.

Изучения уровня развития представления детей по различным областям знаний

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста.

Изучение словарного запаса.

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

Инструкция:

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Результаты:

Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Изучение лексико- грамматического строя речи.

Морфология.

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал:  девочка «рисует » красками, а мальчик лепит из глины «матрешек »; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кино»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...

Консультация "Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях"

Развитие эмоциональной сферы ребенка на музыкальных занятиях. В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Пр...

консультация "Развитие психомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста"

В консультации представлены упражнения, игровые приёмы, направленные на развитие психомоторной сферы детей....

Консультация: "Особенности психоэмоциональной сферы детей"

Консультация: Особенности психоэмоциональной сферы детей"...

Изучение волевой сферы личности отечественными и зарубежными учеными.

Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутр...

Консультация «Изучение социальной действительности дошкольников в режимных моментах»

Консультация«Изучение социальной действительности дошкольников в режимных моментах» Дошкольное детство- это возраст становления ребёнка, развитие его способностей к взрослению, к отве...