Что такое "кабинетная речь"
консультация
Синдром «кабинетной речи» или почему логопеду НЕОБХОДИМА помощь родителей на этапе автоматизации звука у ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое «кабинетная речь»?
«Кабинетная речь» – это когда ребенок правильно произносит звуки в словах, не нарушает слоговую структуру слова, правильно использует грамматические формы слов только в определенных условиях кабинета логопеда под контролем специалиста.
Кабинетная речь возникает при:
- неразвитом самоконтроле за собственной речью (в силу возраста, индивидуальных и физиологических особенностей ребенка);
- отсутствии контроля со стороны взрослых (воспитатели, родители и ближайшие родственники);
- недостаточно развито фонематическое и слуховое восприятие: ребёнок не всегда правильно слышит и узнаёт звуки, испытывает трудности в их различении.
На своих занятиях логопед вырабатывает новые условные рефлексы при произношении нужных звуков, слов, определенной слоговой структуры либо при формировании каких-либо грамматических категории. А воспитатели, родители и ближайшие родственники, в свою очередь, должны помочь довести данные рефлексы до «автоматизма». А для этого необходим полный контроль над речью ребенка в обычных жизненных ситуациях «вне кабинета».
На первом этапе логопед дает домой конкретный речевой материал для закрепления поставленных звуков, формирования слоговой структуры слова или закрепления грамматических форм и т.д. И только при регулярном выполнении домашнего задания, можно добиться положительной динамики.
Далее, например, на этапе автоматизации звука родители и близкие родственники должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья всегда и везде (дома, на прогулке, в гостях) должна постоянно поправлять неправильное звукопроизношение ребенка, произнося слова правильно с выделением нужного звука. Например, ребенок: «купи масинку», взрослый: «машшшинку» и добиваться от ребенка правильного повторения. Но тут главное НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ!
Хочу чтобы вы поняли, что очень важно исправлять речь ребенка спокойным и доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у него протеста. Обычно спустя некоторое время ребенок начитает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. Нужно время и терпение.
Профилактика и преодоление «кабинетной речи».
Для ребёнка овладеть правильным звуком это не простая работа. Так как при постановке звука необходимо научить ребёнка:
- слышать, узнавать, различать звук;
- освоить верное положение губ, языка, закрепить артикуляционную позу;
- правильно произносить звук в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в самостоятельной речи (а это значит, научиться переключать артикуляцию).
Как только Ваш ребёнок научился правильно произносить звук изолированно (отдельно) и уже может произнести в слогах, словах, подключайте свой контроль над всей речью ребёнка. После каждого неправильного произнесения звука, давайте ребёнку образец слова и настаивайте на правильном его повторении.
Ответственно следуйте рекомендациям специалиста, закрепляйте правильный звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...