Что такое "кабинетная речь"
консультация

Крюкова Марина Анатольевна

Синдром «кабинетной речи» или почему логопеду НЕОБХОДИМА помощь родителей на этапе автоматизации звука у ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «кабинетная речь»?

✅ «Кабинетная речь» – это когда ребенок правильно произносит звуки в словах, не нарушает слоговую структуру слова, правильно использует грамматические формы слов только в определенных условиях кабинета логопеда под контролем специалиста.

❓Кабинетная речь возникает при:

⛔- неразвитом самоконтроле за собственной речью (в силу возраста, индивидуальных и физиологических особенностей ребенка);

⛔ - отсутствии контроля со стороны взрослых (воспитатели, родители и ближайшие родственники);

⛔ - недостаточно развито фонематическое и слуховое восприятие: ребёнок не всегда правильно слышит и узнаёт звуки, испытывает трудности в их различении.

На своих занятиях логопед вырабатывает новые условные рефлексы при произношении нужных звуков, слов, определенной слоговой структуры либо при формировании каких-либо грамматических категории. А воспитатели, родители и ближайшие родственники, в свою очередь, должны помочь довести данные рефлексы до «автоматизма». А для этого необходим полный контроль над речью ребенка в обычных жизненных ситуациях «вне кабинета».

На первом этапе логопед дает домой конкретный речевой материал для закрепления поставленных звуков, формирования слоговой структуры слова или закрепления грамматических форм и т.д. И только при регулярном выполнении домашнего задания, можно добиться положительной динамики.

Далее, например, на этапе автоматизации звука родители и близкие родственники должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья всегда и везде (дома, на прогулке, в гостях) должна постоянно поправлять неправильное звукопроизношение ребенка, произнося слова правильно с выделением нужного звука. Например, ребенок: «купи масинку», взрослый: «машшшинку» и добиваться от ребенка правильного повторения. Но тут главное НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ!

Хочу чтобы вы поняли, что очень важно исправлять речь ребенка спокойным и доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у него протеста. Обычно спустя некоторое время ребенок начитает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. Нужно время и терпение.

✅Профилактика и преодоление «кабинетной речи».

Для ребёнка овладеть правильным звуком это не простая работа. Так как при постановке звука необходимо научить ребёнка:

- слышать, узнавать, различать звук;

- освоить верное положение губ, языка, закрепить артикуляционную позу;

- правильно произносить звук в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в самостоятельной речи (а это значит, научиться переключать артикуляцию).

Как только Ваш ребёнок научился правильно произносить звук изолированно (отдельно) и уже может произнести в слогах, словах, подключайте свой контроль над всей речью ребёнка. После каждого неправильного произнесения звука, давайте ребёнку образец слова и настаивайте на правильном его повторении.

Ответственно следуйте рекомендациям специалиста, закрепляйте правильный звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...