Мастер -класс для родителей "Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка
Мастер – класс для родителей
«Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_dlya_roditeley.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
«Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности»
Коммуникативное развитие детей
дошкольного возраста –
одно из важнейших направлений профессиональной
деятельности педагога.
Общение является «центральным звеном»
психической жизни человека и, прежде всего, ребенка. (Л.С. Выготский).
Любая совместная деятельность сближает людей, а игра считается наиболее полезным времяпрепровождением для детей и родителей. Именно в такой форме, интересной для обеих сторон, разыгрываются какие-то жизненные ситуации, укрепляются отношения, открывается безграничное поле для фантазий.
Ребёнок начинает привыкать к игре сразу же, как только учится ходить и говорить. Именно через этот вид деятельности маленький человечек познаёт мир и себя в этом мире. Особенно полезно детям играть вместе с родителями.
Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника.
Путь развития игры – это совместная игра взрослого с ребёнком, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками и со сверстниками.
Театрализованные игры предоставляют неограниченные возможности для познания себя и своих близких. Помимо этого, они помогают ребёнку:
· развивать самоконтроль, сдержанность, дружеские качества;
· учиться анализировать своё и чужое поведение;
· раскрывать свой внутренний мир;
· проявлять радость, переживание, страхи;
· выражать свои потребности и доносить их до окружающих;
· создавать взаимопонимание между близкими людьми.
Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Ступени работы следующие.
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
- Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
- Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
- Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
- Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
1.
Я предлагаю поиграть с ребенком в кругу семьи и инсценировать известную сказку с помощью пальчикового театра, изготовленного вместе с ребенком в домашних условиях.
«Маша и медведь»
Цель:
Преемственность между воспитателями и родителями через ознакомление родителей с театрализованной деятельностью детей.
Задачи:
- Побуждать родителей в изготовлении атрибутов театрализованных игр совместно с детьми (из бросового материала).
- Развивать познавательный интерес у детей посредством театрализованных игр в кругу своей семьи.
Материалы и оборудование:
- Пальчиковые куклы (изготовленные своими руками)
- Стол
- Музыкальное оборудование (для фона используется минусовка русской народной песни «Во поле береза стояла»)
Действующие лица:
Взрослые – Сказочница, Бабушка, Дедушка, Медведь
Ребенок-Маша (ребенок имитирует движения героя, согласно тексту, читаемого взрослым)
Ход импровизации:
Звучит русская народная мелодия
Сказочница:
Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внученька Машенька.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машеньку.
Машенька (обращаясь к деду с бабой):
Дедушка, бабушка!
Отпустите в лес с подружками
Дедушка:
Иди, иди, поиграй,
Да смотри не отставай.
Отставать не годится,
Недолго и заблудиться.
Сказочница:
Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Ушла Маша от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Маша:
Что мне делать? Как мне быть?
Сказочница:
Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит — стоит избушка.
Маша:
Кто же тут живет?
Сказочница:
Постучала Машенька в дверь — не открывают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Маша в избушку, села у окна на лавочку.
Маша:
Кто же тут живет? Кто хозяйство ведет?
Сказочница:
А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
Медведь:
Ага!
Сама явилась ко мне, стало быть.
Как могу я тебя отпустить?
Будешь у меня теперь жить,
Печку топить, кашу варить
Да меня кашей кормить.
Сказочница:
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда из избушки не выходить.
Медведь:
Ты смотри не убегай от меня,
А не то поймаю и съем тебя.
Сказочница:
Ушел медведь, а Маша села у окна, поет, причитает.
Маша:
Ах, подружки мои родимые,
Вы зачем же меня покинули?
У медведя живу большущего,
Убежать от него боюсь я.
Сказочница: Стала Маша думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему.
Маша:
Ах, медведь, мой медведь!
Отпусти в деревню на день,
Навещу деда с бабою.
Да гостинца снесу сладкого.
Медведь:
Не пущу тебя одну:
Ты заблудишься в лесу.
Бабе с дедом
Сам гостинец отнесу.
Сказочница:
А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю.
Положу я в короб пирожки,
Деду, бабе их отнеси.
Только помни да смотри:
Короб ты не открывай,
Пирожки не вынимай,
На дубке буду сидеть,
За тобой буду глядеть.
Медведь:
Ладно, ладно, не зевай,
Короб быстро подавай.
Маша:
Погоди, не спеши,
На крылечко ты сходи,
На погоду погляди.
Сказочница:
Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит: короб уже готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет лесом.
Медведь:
Между елками иду,
Меж березками бреду,
В овражки спускаюсь,
На пригорки поднимаюсь.
Короб я несу, песенки пою.
Сказочница:
Шел, шел, устал.
Медведь:
Сяду на пенек,
Съем пирожок!
Маша:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Медведь:
Хитра Машенька, быстра,
На дубок взобралась,
Высоко сидит, далеко глядит.
Сказочница:
Поднял короб, пошел дальше. Идет, идет. Шел, шел, опять устал.
Медведь:
Сяду на пенек,
Съем пирожок.
Маша:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Медведь:
Вот глазастая какая! Видно, так и не присесть мне.
Сказочница:
Встал и пошел быстрее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.
Медведь:
Тук, тук, тук,
Отворяйте ворота,
Раскрывайте двери.
Я от Машеньки пришел,
Пирожков вам принес.
Сказочница:
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот да пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка с бабушкой к воротам. Видят, короб стоит.
Бабушка:
Кто же это и откуда
К нам принес такое чудо?
Видно, короб неспроста
Принес кто-то нам сюда.
Что же в коробе такое?
Поскорей его откроем.
Сказочница:
Дедушка поднял крышку, смотрят они — и глазам своим не верят: в коробе-то Машенька сидит. Обрадовались дед с бабою.
Дедушка:
Здравствуй, Машенька,
Внученька наша!
Мы теперь умнее будем.
Никуда одну не пустим.
Бабушка:
Дай к тебе я подойду.
Поцелую, обниму
Да умницей назову.
Сказочница:
Тут и сказке конец!
2.
Так же, я предлагаю вам еще один вариант игры с ребенком -музыкальную импровизацию.
Музыкально-двигательные импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т.д
Игра-импровизация под музыку
«Мишка косолапый по - лесу идет»
Цель:
доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности с родителями.
Задачи:
- развивать ассоциативную память в процессе восприятия музыки;
- развивать эмоциональные ощущения, эмпатию;
- воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, теплые отношения детей и родителей.
Материалы и оборудование:
- Музыкальное оборудование (используется детская песенка «Мишка косолапый по- лесу идет»)
- Маски медведей для детей и родителей
Ход игры:
Дети, совместно с родителями выполняют движения под музыку. При этом мимикой, жестами, движениями нужно имитировать действия песни.
3.
В качестве третьего варианта игр с детьми я предлагаю вам ролевой диалог героев сказок, потешек, стихов.
Игры по мотивам сказок, литературных произведений, персонажи которых выполняют однотипные действия («Репка», «Теремок», «Колобок»). Проводится небольшой группой участников. Этот прием способствует развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог.
Ролевой диалог героев сказки «Курочка ряба»
Цель:
Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.
Задачи:
- формировать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки
- развивать слуховое внимание
- воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь
Материалы и оборудование:
- Музыкальное оборудование (для фона используется мелодия детской песенки)
- Маски героев сказки для детей и родителей
Ход игры:
Участники выбирают персонаж, которого они озвучивают. Взрослый начинает рассказывать сказку «Курочка Ряба». Далее по тексту сказки каждый герой рассказывает свои слова.
Уважаемы е родители, я желаю вам приятного и радостного общения с вашими детьми. Успехов во всех начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности "Театральный калейдоскоп".
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе...
Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...
Развитие детей посредством театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать про...
План профессионального самообразования на тему «Художественно-эстетическое развитие детей посредством театрализованной деятельности»
план самообразования...
Мастер - класс "Социально - эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений"
Цель: Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.Задачи:1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2....
Мастер - класс для родителей «Развитие детей посредством театрализованной деятельности»
Мастер - класс для родителей «Развитие детей посредством театрализованной деятельности»...
Мастер- класс для педагогов «Приобщение детей к театрализованной деятельности с использованием конструктора «ТИКО
quot;Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов.)...