Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у ребёнка в возрасте 3 лет».
консультация (младшая группа)

Попова Оксана Викторовна

В среднем речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов. Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В то же время уровень развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_rebyonka_v_vozraste_3_let.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у ребёнка в возрасте 3 лет».

В среднем речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов. Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В то же время уровень развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким.

В этом возрасте дети не всегда могут составить понятный рассказ из связных предложений, делают много грамматических речевых ошибок, а также могут неточно употреблять падежные окончания слов и предлоги.

Также в речевом развитии ребенка до 4 лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, сонорными («р», «л»), свистящими или шипящими («с», «ш»). Дети 3–4 лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах.

Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и не требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Остальные небольшие недостатки речи (неразвитое произношение, грамматические ошибки) являются временными, однако для их скорейшего устранения необходимо заниматься развитием речи ребенка.

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то, что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. Норма развития речи ребёнка к окончанию трёх лет:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.  Как определить задержку речевого развития в 3 года

Развитие речи ребёнка в 3 года чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Среди таких детей часто можно увидеть гиперактивных ребят.

Симптомы нарушения речевого развития в 3 года:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).
  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: звукопроизношение, словарный запас, связную речь и её грамматическое оформление.

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку задержка речи мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

Консультация направлена на повышение информативности родителей о возможностях применения ЛЕГО-конструирования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.На втором году жизни у ребенка возраста...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"

В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий,  этапы развития способностей к конструированию....

Консультация для родителей на тему: « Развитие речи у детей раннего возраста»"

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....

Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

LEGO-конструирование в детском саду и домаСовременные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческ...

Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

Консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования" поможет повысить педагогическую грамотность родителей....