Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"
консультация (старшая группа)
LEGO-конструирование в детском саду и дома
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия «LEGO».
«LEGO» (в переводе с датского) – означает «увлекательная среда».
Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не только учатся, но и расслабляются. Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка).
Как известно, применение «LEGO» способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.
Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.
Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в психолого-педагогическом процессе. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании.
В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи
Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:
1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.
2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.
3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.
4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.
5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.
Основные принципы использования LEGO-технологий:
- доступность и наглядность материала;
- систематичность и последовательность обучения и воспитания;
- работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.
- личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)
В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
- Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
- Концентрацию внимания.
- Мелкую моторику.
- Умение следовать образцу.
- Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
Литература:
1. Комарова Л.Е. Строим из Lego: моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора Lego. М.: Линка Пресс, 2001. - 88 с.
2. Лукьянова О.Г., Мухамадеева А.Д., Еремина Г.Ф., Замотаева Е.Ю. Реализация дополнительной образовательной программы по лего-конструированию «Играем в Лего» // Наука и образование: новое время. 2017. №5.
3. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 144 с.
Наглядно текст оформлен в виде папки-передвижки:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования
Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивае...
Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"
Консультация направлена на повышение информативности родителей о возможностях применения ЛЕГО-конструирования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста....
"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"
Консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях применения LEGO-конструирования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.Консультация будет также по...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования
Консультация для педагогов и родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ЛЕГО-конструирования"...
Консультация для родителей детей с ОВЗ. "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO - конструирования.
Развитие речи ребёнка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основной всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечива...
Консультация для родителей: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования».
Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно э...
Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"
Консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования" поможет повысить педагогическую грамотность родителей....