Рекомендации учителя-логопеда родителям на лето
консультация

Оскирко Елизавета Сергеевна

Документ содержит в себе рекомендации, примеры речевых игр на летний оздоровительный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_na_leto.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда родителям на лето

Впереди лето – время детского отдыха, отпусков. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Упражнения для развития речевого дыхания

Главное правило речевого дыхания – вдох через нос, выдох через рот.

        1.       выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;

        2.       надувать шарики, надувные игрушки;

        3.       дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

        4.       сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;

        5.       играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

Упражнения для автоматизации звуков (ежедневно)

1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Поставленные звуки могут «потеряться» (исчезнуть из самостоятельной речи ребенка).

2. Исправляйте неверно произнесенные ребенком слова, поправляйте ребенка СПОКОЙНО, произнеся слово верно. Главное обратить внимание на неверное произношение.

3. Повторяйте речевой материал ежедневно, предлагая его в разных игровых ситуациях.

Упражнения для развития фонематических процессов

1. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук»: Взрослый говорит слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с заданным звуком. Например, звук [ш]: шапка (ребенок хлопает), стол (ребенок отрицательно машет головой), машина (ребенок хлопает) и т.д.

2. Называние слов, в которых заданный звук был бы в начале слова, в средине слова, в конце слова (шуба, уши, кошка, душ.)

4. Назвать первый (последний) звук в заданном слове.

5. Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

6. Назвать в заданном слове только гласные звуки.

7. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

Упражнения для развития грамматического строя речи

1. Словоизменение: один сад, а много – сады, гулял по саду; много – это уши, а одно – ухо; одна конфета – а шесть ….и т.д.

«Один-много», «Посчитай».

2. Словообразование (уменьшительно-ласкательные суффиксы): стол – столик, стул – стульчик, окно – окошечко, и т.д. «Назови ласково»

3. «Скажи наоборот» (противоположные значения слов): теплый день – холодный день, узкая тропинка – широкая тропинка, и т.д.

4. Называние детенышей животных и птиц.

5. Относительные прилагательные: стол сделан из дерева, значит он деревянный, шуба из меха – меховая, и т.д.

6. Притяжательные прилагательные: у лисы хвост лисий, у зайца, у собаки, у кошки, у петуха, у лошади, у коровы, и т.д.

7. «Исправь взрослого»: В лес грибы растёт – В лесу растут грибы; Шишка большой ёлке на растёт – Большая шишка растёт на ёлке.

8. «Закончи предложение»: взрослый начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребенка

1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся слова, новые слова, объясните лексическое значение этих слов.

2. Читая знакомые стихи, попросите ребенка подсказать пропущенное слово.

3. Сочиняйте стихи, рифмы, чистоговорки.

4. Игра в слова: «скажи слова, которые обозначают транспорт, игрушки, овощи, фрукты и т.д.», «назови цвета», «какими словами можно рассказать о лете, осени, зиме, весне», «слова наоборот», «слова близкие по значению».

5. Объяснить переносное значение выражений: золоте сердце, руки золотые, короткая память, злой язык, наломать дров, и т.д.

Упражнения на развитие связной речи ребенка

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
  7. Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

1. Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;

2. выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

3. лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

4. вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;

5. расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).

Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...

Рекомендации учителя - логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей 5-6 лет

В материале предложены игры по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет....

Консультация для родителей. Тема: «Рекомендации учителя- логопеда для родителей»

Консультация для родителей. Тема: « Рекомендации учителя- логопеда для родителей»...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей летом

Рекомендации учителя-логопеда для родителей летом...