С пальчиками играем, речь развиваем
методическая разработка по развитию речи

Нилова Елена Борисовна

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_i_rechevoe_razviie_rebenka.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

                               В. Лирясова.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям у маленьких детей развивается мелкая моторика рук, и она не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения!

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

 Упражнения пальчиковой гимнастики весьма эффективны при развитии мелкой моторики, очень просты в исполнении и не требуют много времени. Это незаменимый помощник в гармоничном и своевременном развитии ребенка.

 Пальчиковая гимнастика способствует развитию:

Мелкой моторики. Постоянно повторяя упражнения, малыш развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Улучшается координация движений.

Внимания. Играя с пальцами, ребенок тренирует устойчивость внимания, ее объем, умение концентрироваться.

Речи. В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребенка.  

Память. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев. В этот момент развивается как кратковременная, так и долгосрочная память ребенка.

Воображение и творческие способности. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал малыша.  

        

Пальчиковая гимнастика способствует социализации ребенка и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Играя пальчиками, малыш учится подражать взрослым, вслушиваться в речь, повышает свою речевую активность, готовит руку к письму и развлекается. 

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

        

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
 

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

 

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

ПОДБОРКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Вышел дождик на прогулку

Вышел дождик на прогулку.                                      Указательным и средним пальцами обеих

                                                                                            рук «шагают» по столу.

Он бежит по переулку.                                                Загибают по одному пальцу на обеих

Барабанит по окошку,                                                  руках на каждую строчку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.                                           Трясут ладонями, как будто отряхивают

                                                                                             с них воду.

Дождик кончился. Устал.                                             Кладут ладони на стол.                                                                                           

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,                                          Загибают пальчики на обеих руках,

                                                                                             начиная с больших.

Будем листья собирать.                                                Ритмично сжимают и разжимают

                                                                                             кулачки.

Листья берёзы,                                                                Вновь загибают пальчики, начиная

Листья рябины,                                                               с больших.

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,                                          Приседают, «шагают» по ковру средним

Маме осенний букет отнесём.                                    и указательным пальцами обеих рук.

Компот

Будем мы варить компот,                                            Левую ладошку держим «ковшом»,

Фруктов нужно много. Вот:                                          правой «мешаем».

Будем яблоки крошить,                                                Загибаем пальчики на правой руке,

Груши будем мы рубить,                                              начиная с большого.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                                            Опять «варим» и «мешаем».

Угостим честной народ.

*****

Что растёт на нашей грядке?                                       Выполняют хлопки.

Огурцы, горошек сладкий,                                           Загибают по одному пальцу сначала на левой,

Помидоры, кабачок,                                                      потом на правой руке на каждое название

Горький репчатый лучок.                                             овоща.

Есть лиловый баклажан –

Это гость из дальних стран.

Есть редиска, репа, свёкла

Из семян от тёти Фёклы.

Вот как много овощей                                                   вновь выполняют ритмичные хлопки.

Для салатов и борщей.

Апельсин

Мы делили апельсин,                                                      Идут по кругу, взявшись за руки.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.                                                      Останавливаются лицом в круг.

Эта долька – для стрижа.                                                Загибают по одному пальцу на обеих

Эта долька – для утят.                                                      руках, начиная с больших, на каждое

Эта долька – для котят.                                                    название животного.

Эта долька – бобра.

А для волка – кожура.                                                      Изображают пасть волка двумя руками.

Он сердит на нас – беда!!!                                              Приседают. Закрывают голову руками.

Разбегайтесь, кто куда!                                                    Разбегаются.

В магазине

У метро – стеклянный дом.                                             Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,                                                        Останавливаются лицом в круг, загибают

Лук и перец очень вкусный,                                            по одному пальцу сначала на левой руке,

Сок, бананы, апельсины,                                                  потом – на правой на каждое название

Киви, свёклу, мандарины.                                                овощей и фруктов.

Это место – просто склад                                                  вновь идут по кругу, взявшись за руки.

Витаминов для ребят.

Гонки

Раз, два, три, четыре, пять.                                                Возят машинку по каждому пальчику

                                                                                                   Вперёд и назад, начиная с большого

                                                                                                   пальца.

Можно гонки начинать.                                                      Теперь – начиная с безымянного.

По кругу, по кругу. Вперёд и назад,                                 Теперь – по кругу в одну и другую сторону.

Но пальцы машинку мою тормозят.                                Вновь катают машинку по пальчикам,

                                                                                                   которые слегка согнуты.

Закрылись. Машинка стоит в гараже.                             Сжимают кулак.

И фары погасли, не светят уже.                                         Заглядывают в маленькое отверстие   

                                                                                                    в кулаке.

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю,                                                             Дети поглаживают по очереди одной

Я в неё не попадаю.                                                              рукой другую, как будто надевают

                                                                                                    перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки,                                                        Ритмично сжимают и разжимают                Сколько пальцев у перчатки.                                               кулачки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять».                                               Загибают пальчики на обеих руках,

                                                                                                      начиная с больших.

Грибы

Топ-топ – пять шагов,                                                              «Шагают» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов.                                                           Переплели пальцы – сделали туесочек,

                                                                                                       Большие пальцы – ручка.

Мухомор красный – гриб опасный.                                     Загибают по одному пальцу на обеих                               

А второй – лисичка,                                                                  руках на каждое название гриба,

Рыжая косичка.                                                                          Начиная с мизинцев.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

Гномики – прачки

Жили-были в домике                                                              сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.                                              Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,                                                     Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать:                                                           Трут кулачки друг о друга.

Токи – рубашки,                                                                         Загибают пальчики, начиная с больших.

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Умывалочка

Мы намылим наши ручки,                                                  Круговыми движениями трут одну

                                                                                                    ладошку о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три.                                                  Два раза выполняют по три

                                                                                                    ритмичных хлопка.

А над ручками, как тучки,                                                    Выбрасывают руки вверх.

Пузыри, пузыри.                                                                     Четыре ритмичных прыжка на обеих

                                                                                                     ногах, держа руки на поясе.

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем                                                     Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                                                                «шагают» по столу.

Мы гуляем по лугам,                                                              Загибают по одному пальцу на обеих

Вниз по лестнице сбежали,                                                   руках на каждую строку, кроме

Вдоль по улице шагали.                                                          последней.

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                                                     Кладут ладони на стол.

У Матрешиной сестрицы

У Матрешиной сестрицы                                               Ритмичные удары пальцами правой руки,

                                                                                              начиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы:                                                  Ритмичные удары пальцами левой руки,

                                                                                              начиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке,                                                           На каждое название животного дети                                                       

В теплом полушубке,                                                      загибают пальцы на обеих руках, начиная

Курочка – в жилете,                                                         с больших.

Петушок – в берете,

Кошка в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже                                                             Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши

Корова в рогоже.                                                              и удары кулачками.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки                                                            Дети загибают по одному пальчику,

На ногах сапожки.                                                             начиная с больших, на обеих руках на

Как у нашей свинки                                                          каждое название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.                                                                  Ритмично выполняют хлопки ладонями и

Новые кроссовки.                                                              удары кулачками.

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,                                                        Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире.                                              кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,                                         Загибают пальчики, начиняя с больших,

А в буфет поставим чашку.                                               на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.                                        Ритмично попеременно хлопают в

Много мебели в квартире.                                              ладоши и стучат кулачками.

Сколько обуви у нас

Посчитаем в первый раз,                                                 Попеременно удары по столу и

                                                                                                хлопки в ладоши.

Сколько обуви у нас.                                                         На каждое название обуви загибают

Туфли, тапочки, сапожки                                                  пальчики, начиная с больших.

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Тапки

Мама Танюше тапки купила,                                                  Попеременно выполняют хлопки и

По два помпона                                                                          удары кулачками.

На тапки пришила.

Маленький шарик                                                                      показывают маленький и большой

И шарик большой.                                                                      шарики обеими руками.

Вот, посмотрите, как хорошо!                                                 Выполняют ритмичные хлопки.

Много обуви

Мама в магазин ходила,                                                         «Идут» пальчиками обеих рук по столу.

Много обуви купила.                                                                 Рисуют в воздухе большой круг обеими

                                                                                                         руками.

Туфельки для Манечки,                                                            Загибают по одному пальчику на обеих

Сапоги для Ванечки,                                                                   руках, начиная с больших на каждое

                                                                                                         название обуви.

А для крошки-Светки

Новые пинетки.

Шлепанцы для Саши.

Получайте, малыши,                                                                   Вновь «идут» пальчиками по столу.

И носите от души!

Круглый год

Время быстро мчит вперед,                                                   Ритмично сжимают и разжимают

И летит за годом год.                                                               кулачки.

Год сезоны вмиг меняет,                                                        Чередуют хлопки и удары кулачками.

На себя их примеряет.

Мы ж меняем босоножки                                                        «Шагают» пальчиками по столу.

На кроссовки и сапожки.

Наша квартира

В нашей комнате – столовой –                                             На каждое название мебели дети

Есть отличный стол дубовый,                                               загибают по одному пальцу сначала

Стулья – спинки все резные.                                                 на правой, потом на левой руке.

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный

Семья

Папа, мама, брат и я –                                                      Правой рукой загибают по одному пальчику

                                                                                                На левой руке.

Вместе дружная семья.                                                    Показывают крепко сжатый кулачок

                                                                                                левой руки.

Раз, два, три, четыре,                                                        Левой рукой загибают по одному пальчику

                                                                                                на правой руке.

Все живем в одной квартире.                                        Показывают крепко сжатый кулачок

                                                                                                Правой руки.

Помощники

Раз, два, три, четыре,                                                        Ритмичные удары кулачками и в ладоши

                                                                                                попеременно.

Мы посуду перемыли:                                                     Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку                                      загибают пальчики по одному на каждое

И большую поварешку.                                                    название посуды.

Мы посуду перемыли,                                                      Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,                                              Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,                                                      Левая ладошка раскрыта, в правой -

                                                                                                   воображаемая иголка.

Пальцу больно,                                                                     Она «шьет» и задевает кончик среднего

Пальцу колко.                                                                        пальца.

А наперсток                                                                            изображают, что надевают наперсток.

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:                                                                     Изображают, что шьют.

- Шей,

А колоться ты не смей!                                                        Ритмично грозят указательным

                                                                                                   Пальчиком левой руки.

Машина каша

Маша каши наварила,                                                         Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                                               «мешают» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,                                                                   Загибают по одному пальчику на обеих

Жучке – в плошку,                                                                 руках на каждое название посуды.

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                               Разжимают пальцы.

Все до крошки раздала.                                                      Сдувают воображаемые крошки

                                                                                                   с ладони.

Повар

Повар готовил обед.                                                           Дети приседают, ребром ладоней

                                                                                                  бьют по полу.

А тут отключили свет.                                                         Имитируют выключение света

                                                                                                  правой рукой.

Повар леща берет.                                                              Загибают большие пальцы на обеих

И опускает в компот.                                                          руках.

Бросает в котел поленья,                                                  Загибают указательные  пальцы.

В печку кладет варенье.                                                    Загибают средние пальцы.

Мешает суп кочережкой,                                                  Загибают безымянные пальцы.

Угли бьет поварешкой.                                                      Загибают мизинцы.

Сахар сыплет в бульон.                                                      Изображают, как сыплют сахар.               

И очень доволен он.                                                           Опускают руки, пожимают плечами.

Бабушкина посуда

На кухне у бабушки                                                               выполняют попеременно хлопки и

                              в полном порядке                                   удары кулачками.

Стоят друг за дружкою,

                                    как на зарядке

Старинный кофейник,                                                           Загибают по одному пальцу на каждое

                          молочник, сотейник,                                    название посуды сначала на одной,

Фарфоровый чайник –                                                           потом на другой руке.

                             ворчун и затейник,

Две маленьких рюмки

                        на тоненьких ножках

И чайница – слоник

                          в зеленых сапожках,

Солонка –

            пузатенький гриб – боровик,

Конфетница –

              толстый смешной снеговик.

И стопка тарелок

                          блестящих и гладких.

Вся кухня у бабушки                                                                разводят руками.

                               в полном порядке.

Ваза

Вазы круглые, овальные,                                                   Называя каждый вид ваз, загибают

Из стекла или хрустальные.                                               по одному пальцу на каждой руке.       

Вазы гладкие, прозрачные,

Как бриллианты и невзрачные.

Вазы – кубки расписные,

Вазы – башенки резные.

Для цветов, конфет, печенья…                                         попеременно хлопают и выполняют

Дарят их на день рожденья.                                             Удары кулаками друг о друга.   

                                       

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом                                                          Дети загибают пальцы на обеих руках

Есть нора – надежный дом.                                             по одному пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под  кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей,  корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                                                  Поочередно хлопают в ладоши и ударяют

Всем тепло, уютно в нем.                                                  друг о друга кулачками обеих рук.

Помощница

Я уже совсем большая,                                                         Выполняют хлопки.

Дома маме помогаю.                                                            Выполняют удары кулачками.

Я стараюсь, не ленюсь.                                                         Трут ладонь о ладонь.

Мыть посуду я учусь.

В понедельник мыла блюдца.                                            Загибают большой палец на левой руке.

Почему же блюдца бьются?                                                Пожимают плечами.

А во вторник мыла чашки.                                                   Загибают указательный палец

                                                                                                     на левой руке.

Две разбились. Вот бедняжки!                                           Сокрушенно качают головой.

В среду я разбила вазу.                                                         Загибают средний палец на левой руке.

И призналась маме сразу.                                                    Машут правой рукой.

А в четверг тарелки мыла.                                                    Загибают безымянный палец  

                                                                                                     на левой руке.

Все тарелки я разбила.                                                          Вновь качают головой.

В пятницу же, вот несчастье,                                               Загибают мизинец на левой руке.

Разлетелся стол на части.

Он стеклянным был, ребята,                                                Пожимают плечами.

В общем, я не виновата!                                                        Машут правой рукой.

Дальше, просто наважденье,                                               Выполняют хлопки.

Был в субботу день рожденья.                                             Выполняют удары кулачками.

Я разбила два стакана.                                                           Загибают большой и указательный

                                                                                                      пальцы на правой руке.

И креманки для сметаны.                                                      Загибают остальные пальцы

                                                                                                      на правой руке.

После было воскресенье.                                                      Выполняют хлопки.

В этот день на удивленье.                                                     Выполняют удары кулачками.

Я посуду перемыла,                                                                Трут ладонь о ладонь.

Перемыла, не разбила.

Я стараюсь, не ленюсь.                                                           Выполняют хлопки.

Мыть посуду я учусь.                                                               Выполняют удары кулачками.

За ягодами

Раз, два, три, четыре, пять,                                                     Пальчики обеих рук «здороваются»,

                                                                                                       начиная с больших.

В лес пойдем мы гулять.                                                         Обе руки «идут» пальчиками по столу.

За черникой,                                                                               Загибают пальчики, начиная с больших.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Снежок

Раз, два, три, четыре,                                                           Загибают пальчики, начиная с  большого.

Мы с тобой снежок слепили.                                             «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.                                    Показывают круг, сжимают ладони

                                                                                                    Вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем – совсем не сладкий.                                          Грозят пальчиком.

Раз – подбросим.                                                                   Подбрасывают воображаемый снежок,

                                                                                                    смотрят вверх.

Два – поймаем.                                                                       Приседают, ловят воображаемый

                                                                                                     снежок.

Три – уроним.                                                                          Встают, роняют воображаемый

                                                                                                     снежок.

И…. сломаем.                                                                           Топают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

С пальчиками играем – речь развиваем

Рекомендации по проведению пальчиковых игр...

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...