Игры для развития мелкой моторики в домашних условиях
план-конспект занятия (младшая группа)

Игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях. Игры из подручных материалов с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_m.m._doma.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д. Б. Эльконин).

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Хотим рассказать, как можно использовать занимательные игры на развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях. Эта работа должна проводиться в тесном контакте с родителями.

Катание шариков. Задача ребенка катать маленькие шарики по столу или по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали. Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).

Маленький пекарь. Сделайте тесто, раскатайте его и предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей.

Сортировка. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Первое, что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.

Перемешайте в одной коробке на выбор: два вида бусин, горох и фасоль, ракушки и камушки, пуговицы разной формы и размера. Попросите ребенка помочь вам рассортировать предметы. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру. Сначала ребенок сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп. Например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую. Важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).

Пересыпание. С помощью воронки, совка или ложки пересыпайте разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

Наполнение бутылки мелкими предметами. В обычную пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. В конце закройте бутылку крышкой и дайте ребенку погреметь получившейся погремушкой.

Бумага или фольга. Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

Открывание и закрывание баночек (раскручивать и закручивать крышки). Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу.

Прищепки. Развешивайте кукольную или настоящую одежду при помощи прищепок. Вырезать круг и дать ребенку сделать солнышко и т. д

Катание карандаша. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет весело вертеться в разные стороны.

Точки по контуру можно на листе бумаги нарисовать букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Это поможет быстрее достичь желаемого результата.

Используя такие забавы, родители смогут обеспечить полноценное развитие своему ребенку.

А подобное время препровождение принесет не только пользу, но и радость, веселье ребятишкам.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях".

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка. Задачи:Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,Расс...

Практикум для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Уважаемые родители!Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование...

#ПЕДАГОГИРОССИИ Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики в домашних условиях"

Презентация для родителей. Какие игры можно использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики, памяти , мышления....

Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях

Консультация для родителей"Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях". Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой мотори...

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Современные исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи.     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких ...

Памятка " Игры на развитие мелкой моторики рук домашних условиях"

Памятка «Игры на развитие мелкой моторики рук в домашних условиях» Предлагаем вашему вниманию несколько примеров творческих разработок для развития мелкой моторики ребенка.И...

Сценарий мастер-класса. Игры, способствующие развитию мелкой моторики в домашних условиях

План-конспект мастер-класс (сценарий)Тема: Развитие речи у детей с использованием здоровье сберегающих технологий.Педагог-мастер: Худякова Анастасия Сергеевна.Дата проведения: 29.05.2023Время проведен...