"Воспитание у детей любви к природе "
консультация (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространенное: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны.
Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые болеют и даже умирают на глазах детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. За отсутствием морителей (которые и нельзя давать маленьким детям), ребенку ничего не остается, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьем наколоть ее на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитываю это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано четкое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствует художественные произведения, мультфильмы.
Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети, убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков.
С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определенную роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязнены вода и воздух. А требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных детей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники ДОУ могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Но успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно узнаешь, что под этим подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе, и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения.
Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?
Поскольку игра – наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Воспитательные задачи осложняются иногда тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. А вот вы, дети, молодцы, что знаете – это нельзя делать – и так не делаете.
С целюь экологического воспитания детей родителям предлагаются следующие консультации:
- «Удивительное рядом»;
- «Знакомьтесь, дятел»;
- «Правила поведения в лесу»;
- «Птицы родного края»;
- «Заботимся о зимующих птицах»;
- «Деревья бывают разные».
Литература: З.Ф. Аксенова «Экологическое воспитание дошкольников»
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...