Семинар-практикум для родителей "Математическая шкатулка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию математических способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley_matetaticheskaya_shkatulka.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар — практикум для родителей «Математическая шкатулка». ( с участием детей подготовительной к школе группы)
Подготовила: Каштанова Г.А.
Цель: Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию математических способностей ребенка.
Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) домашних условиях. Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Предварительная работа: подбор литературы, заданий для практической работы.
Раздаточный материал : геометрические фигуры, листы бумаги А-4 на каждого участника, ручки или фломастеры, демонстрационный материал
Участники семинара - практикума : воспитатели, дети, родители.
Воспитатель: Рада приветствовать Вас, уважаемые родители, на нашем семинаре-практикуме, тема которого «Математическая шкатулка». Распределение по группам : участникам семинара необходимо выбрать любую фигуру и занять стол с соответствующим эмблемой.
Воспитатель: Сейчас я попрошу вас выполнить упражнение «Действуй по инструкции»
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, опустите голову, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Воспитатель: В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве. Именно развитию этих важных умений детей посвящена наша встреча
Воспитатель: Год пролетит незаметно, и дети пойдут в первый класс. Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать, мы и попробуем сегодня разобрать. В представлении многих родителей подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребенка к школе имеет игра?
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением, а также учить сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В какие игры нужно играть с детьми, чтобы развивать логику ребенка? Важная роль в развитии логического мышления отводится математическим играм.
Математика в повседневной домашней жизни вторгается всюду. Важно: ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включать в игровое пространство. В игре ребенок начинает
незаметно для себя решать учебные задачи. Из многообразия математических игр наиболее
доступными интересными в дошкольном возрасте являются игры в форме загадок и загадок-шуток, занимательных заданий. В такие игры вы можете играть с ребенком в любое время: утром по дороге в детский сад, в автобусе, дома перед сном, гуляя в парке и в лесу и
Поэтому Вам, уважаемые родители, нужно учить детей играм, вырабатывающим у него способность следовать по правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать свои действия. Я вам сегодня предлагаю поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.
Практическая часть. «Играем вместе»
Воспитатель: Для этого этапа нашей встречи, я приглашаю ребят. (Входят дети)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Математик- ленд. Нас туда пригласила Королева Математики. Она обещала нам интересное и увлекательное путешествие. Путешествия бывают веселые и интересные, а бывают трудные и опасные. Как вы думаете, какими должны быть настоящие путешественники?
Дети: смелыми, храбрыми, сильными, ловкими, умными, дружными, добрыми, веселыми.
Воспитатель: А вот и долгая, прямая дорога в страну Математик-ленд. (Дети идут по ней, произнося слова) :
Дорога не тропинка, дорога не канавка.
Сперва - смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись. Другу рядом улыбнись.
Топни правою ногой: раз, два, три.
Покачай ты головой: раз, два, три.
Руки вверх ты подними.
И похлопай: раз, два, три. (Обратить внимание на дверь с замками)
Воспитатель: Ребята, дверь на пути, а на ней замки. Что за ней? Смотрите записка
«Здравствуйте! Что бы открыть все замки, вам придется потрудиться. Я приготовила испытания для вас. За каждое правильно выполненное задание, вы получите ключ- цифру. Шифр -решение для одного из замка. А задания вы прочитаете на геометрических фигурах. Надеюсь, что вы достойно справитесь и в конце вас ждет сюрприз. Королева Математики»
(победившей команде дается ключ-цифра, дети находят нужный замок)
Воспитатель:
- Ну что постараемся справиться со всеми трудностями? Тогда подойдите все сюда и что бы не произошло :
Клянемся дружными мы быть
И слезы горькие не лить.
С улыбкой трудности встречать.
Все смело преодолевать.
Дети: Клянемся!
(путем жеребьевки делятся на три команды, подходят к столам, с эмблемой команды). Для поддержки и помощи, вас, уважаемые родители, прошу подсесть рядом с командами.
Воспитатель: Команды готовы
Дети: Да!
Воспитатель: Начинаем! Первое задание «Математические бусы».
Воспитатель: Королева Математики рассыпала математические бусы. Бусы были необычные. Цифры на них располагались в обратном порядке от 15 до 1. Но некоторые цифры стерлись. Вам необходимо вписать недостающие цифры на бусины. Дети выполняют задание. Молодцы все справились за это вам ключ
Воспитатель: «Посчитай зайцев».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: хорошо ребята вы считаете, с заданием вы справились. Молодцы все справились за это вам ключ.
Воспитатель: «Заполни числовые домики». (работа у мольберта).
Воспитатель: Нам необходимо заселить домики. Посмотрите на этот домик, какое число здесь живет? Нам нужно заселить жильцов так, чтобы два числа вместе составили число, указанное на крыше. Давайте начнем с первого домика. Здесь живет число, а какие числа должно жить рядом? Молодцы, домики жильцами заселили. Мы выполнили задание и за это вам обещанный ключик.
Воспитатель: Логическая задача «Кто на каком этаже живет».
Ребята, друзья королевы построили новый дом для животных, но забыли, кто на каком этаже живёт. Поможем расселить семьи животных?
1. Семья белочек живёт не на первом и не на последнем этаже.
2. Семья совушек любит жить выше всех.
3. Семья мышей живёт дальше всех от сов.
4. Чтобы семье медведей подняться на свой этаж, надо пройти только мимо семьи мышей.
5. Семья лисичек живёт на этаж ниже, чем семья белочек.
Молодцы все справились за это вам ключ
Воспитатель: «Разложи геометрические фигуры»
- перед вами лежит лист бумаги и геометрические фигуры. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры, будьте внимательны, буду повторять 2 раза:
В верхний правый угол – 2 треугольника;
В верхний левый угол – 3 круга;
В нижний правый угол – 2 овала;
В нижний левый угол – 3 квадрата;
А теперь посчитайте сколько фигур у вас всего и напишите?
Сколько фигур без углов?
Воспитатель: «Посчитай-ка». Будьте внимательны. Я буду читать вам веселые стихи, а вы будете считать.
1) Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь? (2).
2) Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (5)
3) Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)
4) Шесть цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет счесть,
Сколько будет два и шесть? (8)
- Молодцы все справились за это вам ключ
Воспитатель: Вот и остался последний замок, но он с таймером и откроется лишь ровно в 10 часов. Нужно поставить стрелки часов так, чтобы часы показывали ровно 10 часов
Задание «Расставь стрелки на часах». (Дети выполняют задание, сопровождая действия объяснением.
Воспитатель: Молодцы все справились замок открыт!
Вы открыли все замки, дверь можно открыть. (Открывают)Что там?
— письмо и сундучок.
«Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали и выполнили все задания. Я, Царица - Математики, и за ваши отличные математические знания дарю вам шапочки профессоров Математики. До скорой встречи.
Ваша королева Математики»
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
(Ответы детей)
Вы очень хорошо выполняли все задания, были умные, сообразительные, вы отличная команда! Спасибо вам большое! (дети уходят )
Воспитатель: А мы закончим с Вами наш семинар.
Помните! Что все совместные игры, упражнения, задания не только стимулируют умственные способности вашего ребенка, но и способствуют установлению положительного взаимодействия взрослых и детей друг с другом.
Играйте с детьми в математические игры, которые развивают логическое мышление!
Предлагаю подборку математических игр по разделам :
• Геометрические фигуры;
• Ориентировка в пространстве;
• Количество и счёт
• Ориентировка во времени.
• Логические задачи,
которые мы используем в детском саду во время организованной и свободной образовательной деятельности, и которые можно играть дома
Воспитатель: в заключении мы с вами проведем игру, которая поможет узнать, достаточно ли правильно мы доносим необходимую инструкцию до детей. Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым данного изображения.
Круги Эйлера
Начертите на листе два круга так, чтобы они пересекались друг с другом.
Привлекайте детей к выполнению следующих логических заданий с
использованием бусинок, пуговиц, горошин, фасоли, и т. д.
Возьми три пуговицы (бусинки) разложи так, чтобы в красном круге•
было 2 пуговицы, а в черном – 1;
В красном круге 3 и в черном – 3;
В красном – 2, в черном – 2;
В красном – 3, в черном – 4;
В красном – 4;
В красном – 3, в черном – 3
Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; сверяют изображения с эталоном.
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.
А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи
Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...