Проект " Веселые пальчики"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта: краткосрочный, игровой, групповой Участники проекта: дети первой младшей группы (3-х лет) Сроки проведения: 1месяц ( с 01.02.по 26.02.2021г.)
Актуальность Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. «Рука – это инструмент всех инструментов» , - сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» , - писал Кант. Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук. Чем лучше работают пальцы и вся кисть , тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр, развитие речи детей.
Задачи: - развивать мелкую моторику пальцев рук детей , речевые способности на основе пальчиковых игр , учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка; - повысить интерес малышей к пальчиковым играм , превратив их в занимательную игру. -добиваться активного осознанного использования пальчиковых игр в непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни; -дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты: -проявление интереса детей к пальчиковой гимнастике, увеличение словарного запаса, возрастание речевой активности детей в различных видах деятельности; - формирование самостоятельности в использовании детьми пальчиковых игр в непосредственно-организованной, совместной и самостоятельной деятельности; - заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей, в использовании пальчиковых игр в домашних условиях.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1. Подготовительный этап Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; Изучение методической литературы по данной теме Подготовка наглядного материала Беседа с детьми «Поиграем с нашими пальчиками» Подготовка картотеки пальчиковых игр Подготовка письменных консультаций для родителей «Значение пальчиковых игр для развития ребенка» , «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» . 2. Основной этап Разучивание с детьми пальчиковых игр Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии развлечений, в утренние и вечерние отрезки времени. 3. Заключительный этап Оценка результата работы направленной на развитие мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста , подведение итогов реализации проекта. Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика: 1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. 2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 4 . Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями. 5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша! 6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои « пальчиковые истории» . 7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой ? Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях) минут по 5. Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся? Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие. Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова . И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение . Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры. Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр , зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов: 1. Упражнения для кистей рук. Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди». Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми : - учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам; - учит напрягать и расслаблять мышцы; -развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев; - учит переключаться с одного движения на другое. 2. Упражнения для пальцев условно статические. Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения, можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы. 3. Упражнения для пальцев динамические. - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) Щёки круглые не прячь! (Смена рук.) Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.) В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.) Пальчиковая гимнастика «Ягоды». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.) И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.) Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.) Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.) Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках убегают как можно дальше.)
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Грибы» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.) Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем картинки). Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.) И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.) Пальчиковая гимнастика «Осень». Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.) Пальчиковая гимнастика «Деревья». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.) Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Пальчиковая гимнастика «Овощи» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я!
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Фрукты» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и опускаем лимон в чай). Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – помешиваем чай). Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.) Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.) Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.) Нас прокормит целый год. Пальчиковая гимнастика «Одежда» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.) Курточку и шапку. И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направления надевания перчаток.) Натяну перчатку. (Смена рук.) Пальчиковая гимнастика «Обувь» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Посуда» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».) Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.) Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец "держим вилку") Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.) Пальчиковая гимнастика «Зима» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) Улицы и крыши. (Руки «домиком».) Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Мы её не слышим… (Рука за ухом.) Пальчиковая гимнастика «Продукты питания» Цел ь: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.) А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».) Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.) Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! (Гладят животы.) Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.) В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. - Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.) - Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.) Сладости, игрушки. (Вертим кистями.) Пальчиковая гимнастика «Части тела» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.) Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Вот, убрав царапки, («Моем руки».) Кошка моет лапки. Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.) На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки). Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.) Котята наперегонки.
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг к другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.) Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.) Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок. Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса.
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Илья Муромец – (Приосаниться.) Добрый молодец. (Показать бицепсы.) Зорко в даль глядит (Рука козырьком.) Да врагов разит. («Бросить копьё».) Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.) Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.) Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.) Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.) Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.) Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.) Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.) И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.) В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.) А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.) У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.) Все красивы, хороши. Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.) Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит (Смена рук.) Стук-стук-стук. Пальчиковая гимнастика «Наш дом» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.) Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный. Пальчиковая гимнастика «Мебель» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.) Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».) Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.) И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, (Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) Пальчиковая гимнастика «Весна» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.) Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.) И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.) Пальчиковая гимнастика «Насекомые» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.) А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.) Пальчиковая гимнастика «Лето» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) За весной приходит лето. Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.) И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
Картотека пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика «Цветы» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».) Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.) Считать ромашки лепестки.
Отчет о проделанной работе по проекту и оценка результатов работы. В ходе проекта проводились все намеченные ранее мероприятия: ознакомление родителей с пальчиковой гимнастикой, её ролью в развитии ребенка, подготовка картотеки пальчиковых игр используемых для реализации целей и задач проекта, разучивание с детьми пальчиковых игр, включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии развлечений, в утренние и вечерние отрезки времени. Дети проявляли неподдельный интерес к пальчиковым играм, быстро усваивали и запоминали стишки, использовали их в своей игровой деятельности. К концу реализации проекта ребята изучили 25 пальчиковых игр и могли свободно в них ориентироваться, воспроизвести самостоятельно, выделяя любимые игры.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что цель данного проекта была реализована успешно. В конечном итоге было достигнуто следующее: • Развитие коммуникативных отношений. • Развитие координации движений. • Повышение интереса малышей к пальчиковым играм. • Увеличение словарного запаса, детей. • Укрепление психического и физического здоровья детей. • Развитие творческих способностей. • Умение соотносить действия с текстом. • Ознакомление с фольклором. • Заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей.
Литература: 1 .Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008. 2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59. 3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65. 4. Козырева Л.М .Развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41. 5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.,2005. 6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с. 7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162. 8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001. 9. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»
Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Проект «Веселые пальчики»
«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие детей третьего года жизни» Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни а...
Проект «Веселые пальчики»
Проект«Веселые пальчики» Возраст детейСтарший дошкольный возраст 5-7 лет Вид проектаПрактико-ориентированный Сроки проектаДолгосрочный – один год...
2010-2011 Проект "Веселые пальчики" в первой младшей группе
Продолжительность проекта:4 неделиУчастники проекта:дети, воспитатели, родителиВозраст детей:2 - 3 годаИнтеграция областей:· Социализация·...
2013-2014 Дидактический материал к проекту "Веселые пальчики"
Содержание дидактического материала к проекту "Веселые пальчики"Лабиринты;Массаж рук с помощью подручных предметов;Упражнения пальчиковой гимнастики;Художественное творчество;Проведение д/иг...
2013-2014 Консультация для родителей к проекту "Веселые пальчики"
Консультация для родителей к проекту "Веселые пальчики"...