Проект «Веселые пальчики»
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Куликова  Дарья Владимировна

Проект

«Веселые пальчики»

 

 

Возраст детей

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

 

 

Вид проекта

Практико-ориентированный

 

 

Сроки проекта

Долгосрочный –  один год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_motorika_averyanova.docx69.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

муниципального образования города Братска.

 

Исполнители

Аверьянова Дарья Владимировна

Проект

«Веселые пальчики»

Возраст детей

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

Вид проекта

Практико-ориентированный

Сроки проекта

Долгосрочный –  один год

Братск – 2014.

Описание проекта

п/п

Структурные компоненты проекта

Тема проекта

«Веселые пальчики»

Автор проекта

Аверьянова Дарья Владимировна

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2014 – май 2015 (1 год)

Обоснование проекта

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

 На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Смысл развития мелкой моторики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Занятия пальчиковой гимнастикой, выполнение различных упражнений помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.  При совершенствовании мелкой моторики рук, так же  приобретаются навыки, необходимые при обучении письму. Проведя обследование развития мелкой моторику рук у  детей,  и проанализировав  его  результаты,  пришла к выводу, что  у детей отмечается общее моторное отставание,  большинство современных детей не готовы к письму, у них имеются проблемы с речевым развитием.

    Понимая значимость данной проблемы,  был разработан проект по развитию мелкой моторики рук.

Цели и задачи проекта

Цель: создание условий, способствующих развитию  мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников.

Задачи:

- Развивать речевую  функцию, движения кистей и пальцев рук, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

- Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость, глазомер, внимание;

- Развивать координацию движений, снимать мышечное напряжение;

- Способствовать освоению графических умений, подготавливая руки ребенка к письму;

- Развивать тактильную чувствительность рук детей.

- Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий.

 - Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память.

- Подбор игровых  упражнений и

заданий для развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Участники проекта

Воспитатель, дети старшей  группы, законные представители детей.

Краткое описание проекта: стратегии и механизмы достижения поставленных целей; деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации)

I        этап  - диагностический    -    сентябрь 2014г. – май 2015г Проведение диагностики  развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

II        этап - подготовительный - сентябрь 2014г. -  октябрь  2014г. Подготовка наглядного, дидактического материала, создание условий в группе.

III        этап - основной - октябрь 2014 г. – апрель 2015 г. Организация совместной деятельности с детьми  -  непосредственно образовательной   и деятельности в режимных моментах, взаимодействие с семьями воспитанников  по развитию мелкой моторики рук в процессе игровых заданий и упражнений.

IV        этап - итоговый - апрель - май 2015 г

Итоговая диагностика, анализ результатов работы по развитию мелкой моторики рук,  обобщение и представление педагогического опыта.

Формы работы с детьми:

- НОД «Посылка лесным жителям»; «Путешествие по сказкам»; «Путешествие в подводный мир»; «Рябиновые бусы»; «Пальчики умелые»; «Волшебная бумага»

- игровые упражнения  «Цветные бусы»; «Золушка», «Модница»; «Перебери крупу», «Пришей пуговицу»; «Помоги ежику (игра с прищепками)»; «Заплети косу-красу».

- дидактические игры «Волшебные мешочки»; «Прятки»; «Магнитная мозаика»; «Лего конструктор»; «Шнуровки»; «Мозаики»; «Выложи узор»; «Пазлы»; «Развяжи узел».

- развлечения «Какая рука главная?»; «Веселая эстафета»; «Помоги золушке»; «Эксперименты с водой, бумагой, различными материалами».

- труд перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;  

водные процедуры, переливание воды, мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание,  перетирание, полоскание, отжимание;

разбор круп и т.д.

выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

мять руками  поролоновые  шарики, губки; рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях; резать  (вырезать)  ножницами;

плести из бумаги  коврики, корзинки, косички; выполнять аппликации.

- пальчиковые игры «Дружные пальчики»; «Наша группа»; «Семья»; «Как у нас семья большая»; «Пальчики засыпают»; «Игрушки»; «Есть игрушки у меня»; «Осенние листья»; «Осень»; «Вышел дождик погулять»; «Компот»; «Овощи»; «Однажды хозяйка с базара пришла»; «За ягодами»; «Грибы»; «Алёнка»; «Наша квартира»; «Много мебели в квартире».; «Помощники»; «Гномики-прачки»; «Обувь»; «Мы во двор пошли гулять»; «На ёлке»; «Подарки»; «Пирог»; «Бурёнушка»; «Рыбка»;

 «Каша»; «Апельсин»;

«Где обедал воробей?»; «Кормушка»; «Дрозд-дроздок»; «Что принёс нам почтальон?»; «Люблю по городу гулять»; «Весна»; «В школу»).

- продуктивная деятельность  Лепка, аппликация, рисования с использованием нетрадиционной техники, вязание, вышивка, оригами).

- работа в прописях, штриховки  «Геометрические фигуры»; «Дорисуй цветы»; «Обведи по точкам»; «Забавные буквы»; «Отражение»; «Волшебная линейка».

- самомассаж «Кто спрятался в лесу» с Су-джок-массажерами»; «Мы готовы; «Мытье головы»; «Обезьяна расчесывается»; «Ушки»; «Веселые носики»; «Расслабленное лицо»; «Гибкая шея, свободные плечи»; «Сова»; «Теплые ручки»; «Домик».

- игры с песком «Секретик»; «Угадай что спрятано»; «змея»; «Клад»; «Охотник и пастух»; «Вершки и корешки»; «Школа  на  песке» ; «Выкладываем  и  печатаем  на  песке»; «Строительство  из  песка»; «Птичьи следы на песке»; «Гора из песка»;« Разжимаем кулачок - высыпается песок»; «Перетри песок»;

«Отпечатки наших рук»;

«Рисуем кружки»; «Рисуем пальчиками»; «Дорожки», «Ленточки», «Ручейки» (рисование палочкой на песке.

- графические упражнения-игры изображение точек, прямых и кривых линий, кругов и овалов;  ниточки, дорожки, дорисуй, обведи по контуру, работа с трафаретами, раскрасками.

формы работы с родителями:

- Практические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»; «Речь и пальчики»

- Семинар – практикум «Пальчиками поиграем – говорить мы начинаем»).

- Консультации «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики»

- Родительское собрание «Значение развития мелкой моторики для подготовки детей к школе».

- Участие в совместной НОД «Волшебная бумага»

- Мастер-класс «Дети и мелкая моторика рук»;

- Беседы «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности»; «Развитие мелкой моторики рук.

Счётные палочки»; «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев».

- Выставки «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук»; коллективная аппликация - мозаика «Осень»; выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных методов рисования; фотоколлаж «Умелые пальчики».

- Конкурсы  На лучшую мозаику про осень: «Осеннее вдохновение»

Способы организации: групповой, подгрупповой, индивидуальная работа.

Ресурсное обеспечение проекта

Методические:

1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2.  Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;

6. Беззубцева  Г.В., Андриевская  Т.Н.  Развиваем  руку  ребенка, готовим  ее  к  рисованию  и  письму. – М. 2003г.

7. Кормилицына  Е.С.  Игры  с  бельевыми  прищепками.// «Дошкольная  педагогика» –  2006г. № 5, с. 64 – 65.

8. Ткаченко  Т.А.  Физкультминутки  для  развития  пальцевой  моторики  у  дошкольников  с  нарушениями  речи. – М. 2001г.

Материально-технические:

Мультимедийный комплекс;

Магнитофон.

Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности)

Методы оценивания  эффективности реализации проекта:

диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук; (методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной;

«Дорожки»  (по Л.А. Венгеру);

Методика «Стежки» (по В. Мытацину).

графический диктант; наблюдения;

Критерии оценивания:

- Ребенок ориентируется в своей работе на образец, умеет точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.

 - Проводит прямые линии по середине

«дорожки», не отрывая карандаш от листа бумаги и не съезжая с дорожки.

-Ребенок соединяет точки по порядку.

Оценка рисков

Не все родители понимают всю важность развития мелкой моторики рук у детей. В силу своей занятости дома  не занимаются с детьми, поэтому больше внимания уделялось индивидуальной работе в ДОУ.

Дальнейшее развитие проекта

Разработка проекта по использованию игровых заданий и упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей в подготовительной к школе группе. Осуществлять  взаимодействие с  ДДТДиМ  «Гармония». Организация мастер-класса для детей по бисеру плетению (педагоги ДДТиМ «Гармония»).

Продукты/результаты проекта (что будет создано в результате проекта)

  • Разработан перспективный план:

совместной деятельности с детьми: непосредственно образовательной,  деятельности в режимных моментах  и  план взаимодействия  с родителями по   развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы.

  • Составлены конспекты -

сценарии непосредственно образовательной деятельности:

«Путешествие в сказку», «Пальчики умелые», «Волшебная бумага».

  • Разработаны  и оформлены

картотеки:

«Пальчиковые игры», «Игровые задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук».

  • Созданы презентации:

 «Массаж  и  самомассаж  ладоней», «Волшебные пальчики».

  Консультации и рекомендации для родителей:

«Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».

Буклеты: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры», «Дети и мелкая моторика рук».

  • Выставка для родителей

дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

  • Система непосредственно

образовательной деятельности

  • В группе создан центр «Веселые

пальчики»

Заказчик: родители и дети  подготовительных групп

Исполнитель: МБДОУ «ДСКВ №45»,   воспитатель Аверьянова Д.В.

Поддерживающие организации: МБДОУ «ДСКВ №45», библиотека семейного чтения №6, детская школа искусств №2, родительский комитет.

          Руководитель проекта:  старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ №45» Бритова Е.В.

География проекта: Иркутская область, г. Братск,  ж/р. Гидростроитель,  ул. Сосновая 24.

Сроки выполнения: сентябрь 2014г. – май 2015г.

Стоимость проекта: 3 тысяч рублей. Приобретение шнурков, бисера, методической, детской литературы, иллюстративного материала.  

Обоснование выбора проекта: 

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

         На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Смысл развития мелкой моторики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Занятия пальчиковой гимнастикой, выполнение различных упражнений помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.  При совершенствовании мелкой моторики рук, так же  приобретаются навыки, необходимые при обучении письму. Проведя обследование развития мелкой моторику рук у  детей,  и проанализировав  его  результаты,  пришла к выводу, что  у детей отмечается общее моторное отставание,  большинство современных детей не готовы к письму, у них имеются проблемы с речевым развитием.

    Понимая значимость данной проблемы,  был разработан проект по развитию мелкой моторики рук.

Этапы реализации проекта: I        этап  - диагностический    -    сентябрь 2014г. – май 2015г.

Проведение диагностики  развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей по данной теме.

II        этап - подготовительный - сентябрь 2014г. -  октябрь  2014г. 

Подготовка наглядного, дидактического материала, создание условий в группе. Составление перспективного плана;

- систематизация материала по реализации проекта: конспекты сценарии НОД, дидактические разработки, картотеки игр, упражнений по развитию мелкой моторики рук.

III        этап - основной - октябрь 2014 г. – апрель 2015 г. 

Организация совместной деятельности с детьми  -  непосредственно образовательной   и деятельности в режимных моментах, взаимодействие с семьями воспитанников  по развитию мелкой моторики рук в процессе игровых заданий и упражнений.

IV        этап - итоговый - апрель - май 2015 г

Итоговая диагностика развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, анализ результатов работы по развитию мелкой моторики рук,  обобщение и представление педагогического опыта.

  1. Основной:

Формы работы с детьми:

- НОД

- игровые упражнения  

- дидактические игры

- развлечения

- труд

- пальчиковые игры

- продуктивная деятельность  

- самомассаж

- игры с песком

- графические упражнения

Формы работы с родителями:

- Практические рекомендации

- Семинар – практикум

- Консультации

- Родительское собрание

- Участие в совместной НОД

- Мастер-класс

- Беседы

- Выставки

- Конкурсы  

4. Итоговый: 

  • Обработка и оформление материалов проекта
  • Анализ уровня развития мелкой моторики рук у  дошкольников;
  • Открытый показ НОД «Путешествие по сказкам»
  • Презентация проекта на педсовете
  • Проведение итогового мероприятия для родителей, педагогов

Обоснование выборов методов:

  • наглядные методы и приёмы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребёнка наиболее полного и конкретного представления о движении рук, активизирующие развитие его сенсорных способностей;
  • словесные методы и приёмы обращёны к сознанию детей, помогают осмыслить поставленную перед ними задачу и сознательно  выполнять упражнения. Словесные методы играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
  • практические методы и приёмы связаны с практической деятельностью детей, обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движений рук, на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой форме.

Ожидаемые результаты:

  • Разработан перспективный план: совместной деятельности с детьми: непосредственно образовательной,  деятельности в режимных моментах  и  план взаимодействия  с родителями по   развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы.
  • Составлены конспекты - сценарии непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в сказку», «Пальчики умелые», «Волшебная бумага».
  • Разработаны  и оформлены картотеки:         «Пальчиковые игры», «Игровые задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук».
  • Созданы презентации:

 «Массаж  и  самомассаж  ладоней», «Волшебные пальчики».

Оформлены консультации и рекомендации для родителей: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».

Буклеты: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры», «Дети и мелкая моторика рук».

  • Выставка для родителей  дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
  • В группе создан центр «Веселые пальчики»
  • Повышение профессионального уровня.

Источники финансирования: заведующий МБДОУ «ДСКВ №45», родительский комитет.

Реализация проекта предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях:

  • Совместная, самостоятельная  деятельность с детьми.
  • Взаимодействие с  семьями воспитанников.
  • Индивидуалная работа

1. Цель проекта: создание условий, способствующих развитию  мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников.

2. Задачи проекта:

- Развивать речевую  функцию, движения кистей и пальцев рук, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

- Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость, глазомер, внимание;

- Развивать координацию движений, снимать мышечное напряжение;

- Способствовать освоению графических умений, подготавливая руки ребенка к письму;

- Развивать тактильную чувствительность рук детей.

- Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий.

 - Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память.

- Подбор игровых  упражнений и

заданий для развития мелкой моторики рук у дошкольников.


9. Этапы реализации проекта

I этап – диагностический

п/п.

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки

проведения

1.

Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук; (методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной;

«Дорожки»  (по Л.А. Венгеру);

Методика «Стежки» (по В. Мытацину).

графический диктант; наблюдения;

Критерии оценивания:

- Ребенок ориентируется в своей работе на образец, умеет точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.

 - Проводит прямые линии по середине  «дорожки», не отрывая карандаш от листа бумаги и не съезжая с дорожки.

-Ребенок соединяет точки по порядку.

Определение уровня

развития мелкой моторики рук и координации движений рук.

Воспитатель,

Ст.воспитатель

Сентябрь-

2014г.- Май

- 2015г.

II этап – подготовительный

№ п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки проведения

1.

Анкетирование среди   родителей по      теме «Значение развития мелкой моторики рук»

Выявление заинтересованности родителей в развитии мелкой моторики рук у дошкольников.

Воспитатель

Сентябрь 2014 г.

2.

Изучение

методической

литературы

Повышение профессиональной компетентности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Воспитатель

Сентябрь

2014г.

4.

Приобретение, изготовление практического и наглядного материала.

Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Воспитатель, родители

В     течение года

5.

Создание в группе центра развития мелкой моторики рук.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель, родители

В     течение года

6.

Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме

перспективного плана

Повышение компетентности родителей по данному вопросу

Воспитатель

Постоянно


III этап - основной

Мероприятия

Задачи

Участие педагога

Участие родителей

Октябрь

1

Познавательная деятельность:

«Посылка лесным жителям».

Формировать целостное представление детей о жизни диких зверей в лесу.

Организация

совместной непосредственно  образовательной деятельности.

Подбор наглядного материала.

2

 Дидактическая игра

  • Дары Осени»-выгибание из проволоки силуэты овощей и фруктов,
  • « Рисуем на песке» -использование  в дополнение мелких ракушек.

«Угадайка»-метод скомканной бумаги разной фактуры

Расширять знания детей о осени, ее дарах. Закрепить название овощей и фруктов.  Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук

Изготовление дидактической игры.

Подбор наглядного материала.

3

  1. Графический диктант:  По словесному указанию воспитателя ;по образцу.

Развивать мышление, внимание. Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями

Изготовить диктант.

4.

Трудовая деятельность: Изготовление подарков ко Дню старшего поколения

  • «Красивая ваза для овощей»  по образцу, мозаика из цветного оргстекла (использование для склеивания пластилин.)

« Плетем корзинки»-использование тонких прутиков  и проволоки с покрытием  разного цвета и толщины.

       

Воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении атрибутов

Создать условия для изготовления атрибутов

Помощь в подборе  материала

5.

  • Продуктивная деятельность:  «Овощи и фрукты»-из соленого теста  с последующей раскраской ,
  • « Пластелиновые жгутики»-выкладывание фигурок листьев(6-7 видов),«Дерево с разноцветными листочками».

Развитие психических процессов;  развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления,  для улучшения тонкой моторики пальцев и кистей рук.

Создать условий  для изготовления.

6.

Коллективная работа:

  • «Осенний лес»,«Большой букет  цветов »аппликация из бумаги + использованием сухих листьев ,цветов  и семян,
  • « Сказка про овощи»

        аппликация  на большом листе ватмана

Развитие воображения, фантазии.

Подбор сведений и иллюстраций. Создать условия и подобрать природный материал.

7.

Пальчивый театр, би – ба – бо и др.

Формировать творческие способности детей, развивать память.

Создать условия для показа пальчикового театра.

Способствовать развитию творческих способностей у детей.

8.

Дежурство в центре природы. Подготовка грядок к зиме. Сбор семян цветов, укропа. Уход за растениями.

Закреплять умение трудиться сообща. Приучать детей к труду.

Создать условия для ухода за растениями.

Помощь в подготовке грядок.

                                                           Ноябрь

1.

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»; «Уточка»; «Хозяюшка»; «Кормушка».

Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения

Создать условия

2.

Продуктивная деятельность:  Аппликация: «Принцесса  собирается на бал». Лепка:

«Какие бывают профессии».

 аппликация  с элементами рисования. Лепка: «Красивые узоры».

Формировать умение детей, лепить из соленого теста людей разных профессий. Развитие воображения, фантазии. расписывать с помощью  пластилина  силуэты одежды и обуви ,создавая узоры стеком и используя метод  налепа.

Создать условия для лепки, аппликации.

Помощь в организации выставки поделок.

3.

Коммуникативная деятельность: Рассказы детей из личного опыта, увиденного на Байкале.

Формировать умения детей составлять творческие рассказы, обогащать речь, через чувственный опыт.

Создание условий.

Организация фотовыставки.

Участие в фотовыставке

«Что я увидел на Байкале».

4.

Трудовая деятельность:         Посадка лука, уход за растениями, сортировка семян цветов. Шитье: «Украсим фартук, платок, жилетку…»

Закреплять умение трудиться сообща, совершенствование движений рук.

Приготовить оборудование и создать условия

Оказать помощь в подборке материла

5.

Познавательная деятельность:

Моделирование «Что есть у снегиря  нарисуй значками»

Закреплять умение значками обозначать части тела снегиря

Изготовить значки

6.

Показ теневого театра: «Птицы».

Закрепить названия птиц, развитие координации движения пальцев рук.

Создать условия для теневого театра.

7.

Чтение художественной литературы: «Дарья – золотое веретёнце». 

Познакомить детей с видами ручного труда.

Создать условия для чтения художественной литературы

Помощь в подборе литературы

Декабрь

1.

Ручной труд: «Новогодняя гирлянда»-использование бросового материала, бумаги и т.д.,

«Снежная баба»-методом оригами,

« Чудо снежинка»,«Новогодняя игрушка».

Развитие мелкой моторики рук; совершенствование движений рук;

развитие психических процессов.

Созлать условия и праздничное настроение.

Повторение оригами  дома.

2.

Аппликация

«Елочка красавица». Аппликация  на большом листе ватмана

Познакомить детей с новой техникой исполнения-наклеивание полосок «на ребро», передавая соотношение частей по величине.

Создать условия для аппликации.

Домашнее задание:

закрепить технику

наклеивания – на ребро.

3.

  • Коллективная работа: «Транспорт будущего»,
  • «Город, в котором я живу»; «Ура, Новый   год!»,

Предложить высказать своё мнение, развивать фантазию.

Подготовить иллюстрации о жизни нерпы зимой

4.

Изготовление макета «Зимний лес»

Закрепить знания об обитателях зимнего леса; Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук

Создание условий для макета

5.

  1. Графический диктант: По словесному указанию воспитателя ;

по образцу.

Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук

Приготовить диктант

6.

  • Дид . игра: « Транспорт в городе будущего» с помощью мелкого лего  и металлического конструктора
  •  « Что у кого» - используя метод скомканной бумаги.

Развитие мышления, внимания, воображения.

Создание условий для игры

7.

  • Лепка из соленого теста и пластилина: «Узорная снежинка» - пластилиновые жгутики.
  •  «Елочки красавицы» - соленое тесто

« Автопарк» - с использованием бросового материала.

Предоставить  детям разнообразие материалов для работы. Развитие воображения, фантазии, мышления, мелкой моторики рук.

Создание условия для лепки.

Закрепление знаний

Январь

1.

Опытно-экспериментальная – деятельность.

«Вода-водица».

Формировать навыки экспериментирования.

Создать условия для экспериментирования.

Поддерживать интерес детей в опытно-экспериментальной деятельности.

2.

Пальчиковая гимнастика: «Елочка»; «Мы во двор пошли гулять»; «Зима».

Закреплять знания детей о зиме,  коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.

Создать условия для пальчиковой гимнастики.

Помощь в поиске зимних игр.

3.

Познакомить детей с произведением К. Ушинского: «Как рубашка в поле выросла».

 помочь пониманию характерных оттенков в произведении, вызвать интерес к творчеству.

Создать условия для чтения произведения

Помощь в поиске произведения

5.

Лепка из соленого теста и пластилина: «Птичка невеличка»-соленое тесто.

« В зимнем лесу»-коллективная композиция с использованием бросового материала (пенопласта, конфетти и т.п.)  

Развивать фантазию и закреплять знания о птицах.

Создать условия для лепки

6.

Дидактические игры:  Угощение для птиц»-сортировка семян(3 вида), «Нарисуем на песке»-птицы ,деревья и кустарники зимой, «Угадай какая птица» - выгибание силуэтов птиц из проволоки .

Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Создать дидактические игры

Помощь в изготовлении игр.

7.

Ручной труд:  Изготовление и украшение кормушек для птиц из различного материала. «Птицы»-выполнение методом оригами, украшение по   желанию детей  .

Формировать умение детей, изготовлять кормушки из разного материала. Приучать детей к помощи птицам, животным в холодное время года.

Создать условия для изготовления кормушек.

Помощь в изготовлении кормушек

Февраль

1.

Пальчиковая гимнастика:  « На окне в горшочках»;  « Мчится поезд»;  « Сидит белка на тележке»;    « Что принёс нам почтальон».

Совершенствование движений рук;

развитие психических процессов; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.

Создать условия для пальчиковой игры.

Помощь в поиске пальчиковых игр.

2.

Коллективная работа: «Мы любим детский сад», « Мы будущие защитники!» аппликация  на большом листе ватмана

Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя; Развитие мелкой моторики рук;Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук

Создать условия для коллективной работы

3.

Дидактическая  игра: « Поможем бабушке» - развязывание узелков; «Волшебные клубочки» - наматывание ниток в клубок,« Заплети косы сестренке»,« Помоги зашнуровать» - усложненные застежки, молнии…

Развитие психических процессов, мышления, внимания, усидчивости.

Создать условия для дидактической игры

4.

Ручной труд: Изготовление подарков для мальчиков, пап, дедушек к 23 февраля.

  • Объемная аппликация, оригами,
  • Изготовление корабликов из деревянных заготовок – для малышей.

 Изготовление для показа спектакля:

  • Маски,

элементы костюмов ,декораций.

Развивать навыки детей в работе с разными видами материала.

Создать условия для продуктивной деятельности детей.

Посещение выставки детских работ.

Март

1.

Познавательная деятельность:«Путешествие в подводный мир».

Познакомить детей с жителями подводного мира; развитие мелкой моторики рук.

Подготовить наглядный материал и дидактический.

2.

Дидактические игры:

  • « Рисуем на песке» (игрушки)
  • « Матрешки разбежались»
  • « Красивые наряды для мамы» украшение трафаретов- одежды методом мозаики

« Взрослые и дети» - выгибание из проволоки разной фактуры фигурок человека.

Тренировать тонкие движения пальцев рук, способствовать развитию творческих способностей,
формировать координацию движений пальцев и кистей рук

Создать условия для дидактических игр

3.

Лепка: «Фигура человека», «Моя любимая игрушка»

Формировать знания о строении человека

Создать условия для лепки

4.

Ручной труд:  Вышивание салфетки; плетение  из ниток; изготовление картин из бросового материала; изготовление из папье маше   матрешек  с последующей  росписью.

Обогащать словарный запас;
тренировать тонкие движения пальцев рук;способствовать развитию творческих способностей;формировать координацию движений пальцев и кистей рук;развивать память и связную речь;развивать навыки ручной умелости

Создать условия для ручного труда

Помощь в подборе материала

5.

Пальчиковые игры:  « Как у нас семья большая»;  « Семья»;  « Кап, кап, кап»;  « Ласточка»

Совершенствование движений рук; развитие психических процессов; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.

Создать условия для пальчиковых игр

Предложить родителям создать книжку-малышку с пальчиковыми играми о весне

       

Апрель

1.

Пальчиковые игры: « Помощники»;  « Рыбка»; « Пчела»; « На лужайке поутру»

Обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук. 

Создать условия для пальчиковых игр

2.

Массаж с карандашами.

Стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом.

Подготовить карандаши

3.

Дидактические игры:«Что у кого» -используя метод скомканной бумаги.

« Придумай сам» выгибание животных из проволоки .

«Чей след»-рисование следов на песке,

« Золушка»-сортировка семян, круп, бусинок.

Тренировать тонкие движения пальцев рук, способствовать развитию творческих способностей,
формировать координацию движений пальцев и кистей рук

Создать условия для дидактических игр

Помощь в приобретении проволоки

4.

Лепка из глины  и пластилина: «Космическая ракета»-глина

«Дружные зверята»-коллективная работа

Познакомить детей о строении ракеты.

Создать условия для лепки

Помощь в поиске наглядного материала

5.

Изготовление для режиссерской игры «Космодром»

  • Ракеты,
  • кратеры,
  • лунаходы,
  • космонавтов

Познакомить детей с космическими понятиями. Вызвать интерес к космосу. Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук

Создать условия для изготовления атрибутов к игре.

Помощь  в изготовлении атрибутов к игре

6.

Выкладывание пуговицами ракету Гагарина.

Продолжать знакомить детей с подвигом Ю. Гагарина; Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями


IV этап – итоговый

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки выполнения

1.

Обработка и оформление материалов проекта

Систематизация

наглядного,

дидактического,

практического

материала.

воспитатель

Май 2015

2.

Показ открытого

занятия «Спорт,

здоровье, я!»

Распространение

передового

педагогического

опыта.

воспитатель

Май 2015

3.

Презентация проекта  на муниципальном методическом сообществе инструкторов по ФИЗО: «Юный волейболист»

Распространение передового педагогического опыта.

воспитатель

Май 2015

4.

Проведение

соревнований по

Мини-волейболу

среди детей

подготовительных

групп.

Воспитание

устойчивого интереса

к спорту.

воспитатель

Май 2015


10. К концу учебного года дети должны:

  • Знать правила игры «Мини-волейбол»
  • Какой необходим инвентарь для игры
  • Уметь перебрасывать мяч через сетку разными способами.
  • Владеть тактикой игры
  • Освоить основные движения характерные для волейбола.
  • Уметь подавать и уверенно ловить мяч метко и сильно бросать, пасовать товарищам.

11. Методическое обеспечение.

  1. Виды и формы  НОД.
  • Контрольно - диагностические: диагностика двигательных умений навыков – сентябрь - май.
  • Познавательно - досуговые: спортивные досуги, игры-эстафеты, праздники.
  • Соревновательные: тренировки, подвижные игры с мячом, игры-соревнования с мячом.
  • Нетрадиционные: домашние задания, моделирование, коллажи.

  1. Методы и приёмы обучения.

Методы

Приёмы

Наглядный

Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые.

Информационно-рецептивный.

Совместная деятельность воспитателя и ребёнка.

Репродуктивный.

Уточнение и воспроизведение знакомых движений по образцу, схемам, символам.

Практический.

Придумывание своих вариантов подвижных игр с мячом.

Словесный.

Краткое описание и объяснение двигательных упражнений правил спортивной игры «Мини-волейбол».

Исследовательский.

Самостоятельное придумывание движений, правил к подвижным играм с мячом, создание опасных ситуаций для соперников в игре «Мини-волейбол».

Соревновательный.

Выполнение знакомых движений в быстром темпе,  нахождение неординарных решений для достижения цели, умение играть в команде.

  1. Дидактический материал.

Вид

Тематика

 Тематические таблицы

Размещение игроков на поле, оборудование для спортивной игры. Иллюстрации. Символы, схемы, мнемотаблицы.

Плакаты.

Спорт и здоровье.

Ситуативные картинки

Правила и тактика ведения игры, взаимоотношения во время игры.

Технические средства.

 Видеозаписи трансляции игры.

12. Ресурсы:

Методические:

1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2.  Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;

6. Беззубцева  Г.В., Андриевская  Т.Н.  Развиваем  руку  ребенка, готовим  ее  к  рисованию  и  письму. – М. 2003г.

7. Кормилицына  Е.С.  Игры  с  бельевыми  прищепками.// «Дошкольная  педагогика» –  2006г. № 5, с. 64 – 65.

8. Ткаченко  Т.А.  Физкультминутки  для  развития  пальцевой  моторики  у  дошкольников  с  нарушениями  речи. – М. 2001г.

Материально-технические:

  • Мультимедийный комплекс;
  • Магнитофон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»

Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект «Веселые пальчики»

«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие детей третьего года жизни» Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни а...

2010-2011 Проект "Веселые пальчики" в первой младшей группе

Продолжительность проекта:4 неделиУчастники проекта:дети, воспитатели, родителиВозраст детей:2 - 3 годаИнтеграция областей:·        Социализация·...

2013-2014 Дидактический материал к проекту "Веселые пальчики"

Содержание дидактического материала к проекту "Веселые пальчики"Лабиринты;Массаж рук с помощью подручных предметов;Упражнения пальчиковой гимнастики;Художественное творчество;Проведение д/иг...

2013-2014 Консультация для родителей к проекту "Веселые пальчики"

Консультация для родителей к проекту "Веселые пальчики"...